Удивительный «Сапсан»
Сразу стоит предупредить, что все последующие комментарии могли быть лишь результатом раннего подъёма в пять утра. Впрочем, судите сами.
Выходные в Питере на сей раз должны была начаться и закончиться поездкой на «Сапсане». За годы регулярных переездов между двумя российскими столицами я уже и не могу припомнить, ездил ли я когда-либо на этом скоростном поезде или нет. ЭР200 точно пользовался, это единственное, что я могу сказать.
Впрочем, не важно. Память моя чрезвычайно коротка, и впечатления в любом случае свежие.
Вероятно, неудачным контрастом послужило то, что я в этом году ездил на TGV между Бельгией и Францией, а в прошлом году пользовался всевозможными скоростными поездами там, в Норвегии и Нидерландах:
- Это и Flytoget– экспресс из международного аэропорта Осло до центра города. Едет примерно в два раза быстрее «Аэроэкпресса»;
- И электричка от аэропорта Амстердама до Роттердама (тоже довольно быстрая);
- А также Thalys на маршруте Брюссель-Париж. Он проходит этот отрезок пути со скоростью почти вдвое большей, чем у «Сапсана». И речь не о том «Сапсане», который идёт в Нижний Новгород, а о питерском;
- Ну, и наконец TGV из Брюсселя во французский Лилль. Там ехать минут 40, что-ли. Тоже довольно быстро по российским меркам.
Хотя я не из-за скоростей начал писать. Они расстраивают русского человека и зарождают ненужную и опасную зависть, но общее качество сервиса этим не ограничивается.
Друзья, может я чего-то не знаю? Скажите, встречали ли вы в Европе, чтобы билеты проверяли перед входом в поезд?
Представьте себе ситуацию. Приезжаю я на Ленинградский вокзал. Как обычно остаётся минут 10-15 до отправления (хорошо не 5). Ну, окей, на входе проверка безопасности. Небольшая очередь. Потом ещё одна проверка безопасности уже на подходе к «Сапсану». Ещё одна очередь.
На самом деле, я спокойно отношусь к подобным проверкам. Регулярное использование самолётов приучило относиться к этому как к неизбежному злу, но, чёрт возьми, хочется получать хотя бы иллюзию значимости этого процесса!
Я поставил свои пожитки на ленту транспортёра рентгеновской машины и привычно полез доставать из кармана весь тот металл, который там скопился. Ну и телефон, заодно. Когда я всё это выложил на стол перед сотрудником безопасности, он с некоторой досадой и усталостью рявкнул на меня: «На надо! Уберите!» Ну, ок, хорошо. Не надо — значит не надо. Может, у них там какие-то специальные металлодетекторы стоят, которым все эти железки не помеха? А почему тогда такую чудо-технику не ставят в аэропортах?
На подходе к «Сапсану» даже не было столика, на который можно выложить барахло из карманов. Понятно, никому это не нужно. Безопасность у нас, как водится, исключительно для галочки.
Впрочем, всё это, вроде как, к самому поезду не имеет отношения. А с ним, к сожалению, дела не лучше.
Остаётся минут десять до отправления. Я мчусь в поисках своего седьмого вагона. Пробегаю мимо восьмого и вижу, что открыты только чётные вагоны. И перед каждым большая очередь. За десять минут до отправления.
Даже если проводники уверены, что успеют, зачем зря людей заставлять нервничать?
Серьёзно, в чём проблема проверить билеты внутри поезда? Тем более, что по старой советской традиции билеты проверяют и на входе в вагон, и внутри.
Хорошо, можно предположить, что сделано это, чтобы не допустить зайцев на борт. С этим поездом это может быть критично, поскольку нет промежуточных остановок и испортить жизнь такому нежелательному пассажиру, высадив его в Твери, невозможно. Но кто мешает просто оштрафовать его? Неужто на «Сапсанах» было бы такое дикое количество зайцев, если бы не было этой идиотской проверки билетов на перроне?
В более дорогих TGV и Thalys по этому поводу почему-то беспокоятся не столь сильно (хотя представьте, насколько там веселее может быть «работа» с зайцами, учитывая то, что поезд следует по территории двух-трёх стран).
В конце концов, почему нельзя поставить по проводнику у каждого вагона, чтобы не создавать очередь? Что, РЖД опять будет плакаться, что пассажирские перевозки убыточны? На «Сапсане»? Серьёзно?
И было бы хорошо, коли очередь на вход в вагон была единственным поводом для расстройства.
То, что интернет в эконом-классе платный – это вполне понятно. Тут у меня никаких претензий нет. Однако поработать удаётся с большим трудом. Примерно треть времени поезд трясёт так, что сложно сфокусироваться на экране. Ещё треть времени нет соединения с интернетом. Красота! Сколько лет езжу, никак не могу понять – почему нельзя наконец нормально обеспечить самый активный российский пассажирский железнодорожный маршрут нормальной сотовой и интернет-связью?
Хотя, справедливости ради, в том же Thalys у меня тоже были проблемы с подключением =)
Видимо, создатели «Сапсана» были сильно впечатлены аналогией с самолётом (тем, что от центра Москвы до центра Питера примерно одинаковое количество времени тратится, что на самолёте, что на скоростном поезде). В итоге впору давать рекомендации, о том, что к посадке на «Сапасан» следует приезжать сильно заранее. Не за два часа, конечно, но и не за 15 минут.
Да и пути класть так и не научились, судя по всему.
Печально. Кроме скорости (да и то лишь в сравнении с другими российскими поездами), особых достоинств у «Сапсана» на наблюдается.
В качестве справки, цены на интернет в поезде:
- 30 минут: 70 рублей
- 1 час: 100 рублей
- 3 часа: 200 рублей
- 24 часа: 500 рублей
- 1 неделя: 1500 рублей
Вроде как, недорого. Если бы интернет работал.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений