Велосипедная инфраструктура Москвы — 2012. Состояние и планы развития
Я потратил некоторое время и прошёлся по архиву сайта правительства Москвы за 2012 год в запросами поиска вида «вело», «велосипед», «велосипедная дорожка», «велодорожка» и т.п. Часть материалов дублировала друг друга, в некоторых не было ничего полезного, однако из оставшихся удалось извлечь кое-какую интересную информацию. По крайней мере, по поводу текущего положения вещей.
При этом, по поводу планов развития велосипедной сети на 2013 год, нет практически никакой информации, кроме всё той же Гос.программы Москвы “Развитие транспортной системы на 2012-2016 гг.” (pdf), опубликованной в сентябре 2011 года. Остаётся только ловить недосказанности в стенограммах выступлений московских чиновников и выискивать в планах объекты, которые запланировали на 2012 год, но ввести не успели.
Начну с некоторой путаницы. Наши московские власти умудряются дурить не только нас, но и сами себя, судя по всему. Взять, к примеру, велодорожку от ст.м. Проспект Вернадского до МГУ и дальше, до Мичуринского проспекта. Во всех пресс-релизах она проходит как дорожка длиной около 7,5 км. Но это ведь неправда! В этом подсчёте дважды учитывается отрезок от ст.м. Проспект Вернадского, до ст.м. Университет — и всё из-за того, что там организовано одностороннее велодвижение с каждой из сторон проспекта. Но ведь фактическая длина веломаршрута от этого не вырастает! Так можно было просто взять его протяжённость от начала до конца и умножить на два — там же везде в обе стороны можно на велосипеде проехать! И даже размечено движение в обе стороны.
Ну, ладно. Это они нам пудрят мозги. Но сами они тоже похоже не очень хорошо ориентируются в собственных планах. По поводу того, сколько ввели новых километров велодорожек в 2012 году показания расходятся. Диапазон от 15 км до расплывчатого «суммарная длина созданных в 2012 году веломаршрутов составляет». «Суммарная длина», к примеру, включает в себя 2 с небольшим километра велодорожки на Лужнецкой набережной, которые запустили ещё при Лужкове, как мне кажется.
Последнее про километраж. Департамент Градостроительной Политики (ДГП) города Москвы радостно сообщает, что «к 2015 году протяженность велосипедных трасс в столице превысит 100-километровый рубеж» 1, а Собянин буквально за пару месяцев до того говорил: «В этом году около 100 километров велодорожке сделаем — это много» 2. Похоже, что они сами не разбирают, когда говорят о выделенных велодорожках, когда о велополосах, а когда о дорожках для велосипедов в парках (которые зимой предполагается использовать под лыжни).
Велодорожки вне парковых зон
Чёрт с ним. Больше не буду цепляться к километрам. Что мы имеем на сегодняшний день? В этом году были запланированы по разным данным то ли три, то ли четыре маршрута. От трёх я уже писал, это маршруты от ст.м. Беляево, до ст.м. Чертаново через Битцевский парк (не знаю, достроили ли его), маршрут от Капотни до ст.м. Марьино (единственный реально новый, который успели открыть ко Дню города) и расширение в обе стороны маршрута по Лужнецкой набережной. Он теперь не замкнут в рамках ТТК, а тянется от пешеходного моста в районе Киевского вокзала, и по Фрунзенской набережной до Крымского моста.
Четвёртым маршрутом, который несколько выпадает из общего радостного информационного фона должна была стать велодорожка от Большой Филёвской улицы, через Кутузовский и Мичуринский проспекты и до Крымской набережной. Я пока нигде не нашёл данных о том, идёт ли там какое-то обустройство и как он пересекается с маршрутом вокруг МГУ, но это, по крайней мере, в отличие от изначального плана по гос.программе развития Москвы, укладывается в какую-то схему. Все эти дорожки, включая систему на Вернадского и в районе МГУ, дорожку на «внутренней» Лужнецкой набережной Москва-реки и дорожки в Парке Горького позволяют создать уже довольно протяжённый маршрут который, кроме всего прочего, может иметь не только рекреационное значение, но и транспортную функцию.
На самом деле, я написал в заголовке раздела, что речь здесь пойдёт о велодорожках вне парковых зон, но вы можете убедиться, что маршрут от Капотни до Марьино проходит преимущественно через парк 850-летия Москвы. Это тоже часть той неразберихи, в которую нас погружает московское правительство.
Велодорожки в парках Москвы
В начале лета московские власти сообщали, что в московских парках будет обустроено около 50 км велодорожек 3. Я никак не могу понять, зачем они сами себе портят статистику и наводят людей на мысли о том, что московская власть не может выполнить поставленные цели.
В прошлой своей записи я ругался, что Собянин, начав вникать в вопросы велосипедной инфраструктуры, в прошлом году потребовал, чтобы пятилетний план был реализован за один 2012 год. И, судя по всему, он был почти что реализован. Хоть и не по функционалу, но, хотя бы, по километражу. Я нигде не могу найти схем велодорожек в парках — всё что остаётся, составлять их самостоятельно или надеяться на участие других велосипедистов. Но, в любом случае, похоже на то, что эти самые 50 км велодорожек в различных парках вполне могли появиться. По крайней мере про Сокольники говорят, что там обустроено 14 км дорожек.
В каких же парках теперь можно кататься на велосипедах в специально отведённых местах?
- парк Сокольники отчитался 4 о запуске системы велодорожек и проката велосипедов
- парк Горького — они, видимо, перед правительством не отчитывались, но на сайте указано, что в парке создана сеть дорожек со светоотражающим покрытием (для езды ночью) и есть пункты проката
- в Бирюлёвском дендропарке было запланировано открыть 20 км велодорожек 5
- в парке у Борисовских прудов суммарная длина велодорожек должна достигнуть 20 км 6
- в парке 850-летия Москвы, как я уже написал выше, сделана велодорожка протяжённостью около 6 км и открыты парковки (5 точек на 50 велосипедов, в сумме) и пункты проката (2 пункта на 80 велосипедов, в сумме — что с ними будет зимой я не знаю) 7
К этому надо добавить открытую в прошлом году коротенькую велодорожку в Измайловском парке. Правда моя сестра сказала мне, что, к примеру, велодорожка на Борисовских прудах освещается вечерами только по выходным дням, что делает невозможными поездки будними вечерами. В парке в Марьине, судя по всему, примерно похожие проблемы с освещением.
Вот фотоотчёты, которые я нарыл:
- Борисовские пруды: http://darya155.livejournal.com/21894.html (1 октября 2012)
- Парк 850-летия Москвы: http://moya-moskva.livejournal.com/3617868.html (9 октября 2012) и http://darya155.livejournal.com/21072.html (25 сентября 2012)
- Дорожка из парка Горького мелькает на паре фотографий у Тёмы Лебедева: http://tema.livejournal.com/1252758.html (16 октября 2012)
Что не вошло в эти списки — то ли не успели в этом году построить, то ли изначально планировали на следующий год, то ли не отчитались о выполнении работ:
- велодорожки в парке Шкулёва в Текстильщиках 8
- парк им. Артёма Боровика в Марьине — эти два парка должны были доделать к концу лета 2012
Кроме того, в сети можно найти информацию о том, что:
- 15 километров велотрасс имеется в парках «Воробьёвы горы», «Тропарево», «Кузьминки» и «Кусково» 9
- в 2010 году должны были появиться 15 километров в Измайловском парке, 5,5 километров в Тушинском, 4,2 километра в заповеднике Теплый Стан, 3,5 километра в Химкинском и 3,2 километра в Покровском-Стрешневе 10
Уже набирается немало. Хотя, это всё укладывается скорее именно в формат отдыха и практически не позволяет использовать велосипед как транспортное средство. Если, конечно, не учитывать дорожку из Капотни.
Печально, что к тем схемам, которые я уже составил, пока добавить нечего — официальных схем велодорожек нет, а по фотоотчётам что-либо понять сложно. На сайтах парков схем веломаршрутов тоже нет. Надо ехать самому и всё зарисовывать.
Постараюсь успеть сделать хоть что-то до начала холодов. Но если кто-то уже знает эти маршруты и может поделиться схемой — я буду крайне благодарен =)
Планы развития
На следующий год, насколько я понимаю, попадают:
- велодорожки в парке Шкулёва в Текстильщиках
- парк им. Артёма Боровика в Марьине
- велодорожка от Большой Филёвской улицы, через Кутузовский и Мичуринский проспекты и до Крымской набережной
- маршрут ст.м. Аэропорт — [ст.м.] Петровский парк — ст.м. Динамо
- вроде бы планируют развивать сеть велодорожек (по совместительству — лыжней) в «новой» Москве
Руководство ЮАО сообщает, что в их планах стоит создание около 50 км велотрасс, которые объединят Бирюлёвский дендропарк, парк Царицыно, Борисовские пруды, пойму реки Городня, и набережную Москва-реки от Братеева до Коломенского.
А это уже, согласитесь, довольно весомые планы. С этой системой по набережной Москва-реки практически до самого центра можно будет добраться без проблем из нескольких крупных районов юга Москвы!
Часть этих дорожек, кстати говоря, соответствует гос.программе на 2013 год. Кроме того, если обратиться к этой программе, должен состояться запуск велодорожки от ст. Чухлинка Горьковского напр. через ст.м. Текстильщики к ст. Люблино Курского направления (8.4 км) и велодорожка в Жулёбино — это будет первая московская велодорожка за МКАДом. Если, конечно, они всё ещё значатся планах градоначальников. Планы развития, в соответствии с этим документом от сентября 2011 года, я вынес на отдельную карту: http://maps.yandex.ru/-/CVqTJFiT
В конце, правда, не могу добавить ещё ложку дёгтя. Как я уже писал в начале, в головах чиновников царит сумбур. И даже более того, некоторые из них искажают факты, когда речь заходит о велосипедной инфраструктуре. К примеру, Сергей Байдаков, префект ЦАО, заявил, что велосипедное движение «в общем объеме дорожного трафика это ноль с двумя десятками нулей процента» 11. Хотя та же программа развития московского транспорта от сентября 2011 года указывает на другое значение:
Возможности велосипедного транспорта не используются для решения транспортных проблем Москвы. На сегодняшний день по Москве перемещается велосипедным транспортом менее 0.01% жителей ввиду практически полного отсутствия велотранспортной инфраструктуры, загруженности УДС, а также в связи с отсутствием заинтересованности жителей в этом виде транспорта.
При этом та же программа ставит своей целью поднять эту долю выше 1-1,5%.
Непонятно как такие заявления Байдакова соотносятся с планами ещё же префектуры от начала 2012 года о создании в центре города 42 велосипедных парковок. Не говоря уже о том, что Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы планировал организовать в ЦАО около 2000 парковочных мест (не путать с парковками) для велосипедов до конца лета 2012 года. Это, правда — в смысле, стоянки для велосипедов — тема для отдельного обсуждения.
Дело двигается и хочется верить, что велосипедное движение тоже пойдёт в массы и задор властей не угаснет в связи с тем, что инфраструктурой не пользуются.
И вновь попрошу: если у вас есть (или вы можете набросать) схемы велодорожек, которые не учтены на составленной мною карте (http://maps.yandex.ru/-/CVqTJJ4z), если вы знаете места, где организованы велосипедные парковки, велостойки или пункты проката — пишите мне (к примеру в комментариях) — я обновлю свою карту.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновленийNotes:
- http://dgs.mos.ru/pressoffice/news/full/1709.html(12 октября 2012) ↩
- http://www.realty.rian.ru/news/20120809/398243103.html (9 августа 2012) ↩
- http://www.mos.ru/press-center/news/index.php?id_4=22291 (15 июня 2012) ↩
- http://www.mos.ru/press-center/news/index.php?id_4=23255 (9 октября 2012) ↩
- http://www.mos.ru/press-center/news/index.php?id_4=22596 (19 июля 2012) ↩
- http://www.mos.ru/press-center/news/index.php?id_4=22721 (8 августа 2012) ↩
- http://www.mos.ru/press-center/news/index.php?id_4=22722 (8 августа 2012) ↩
- http://www.mos.ru/press-center/news/index.php?id_4=21421 (13 марта 2012) ↩
- http://www.the-village.ru/village/situation/figures/109191-tsifry (24 сентября 2011) ↩
- http://www.the-village.ru/village/situation/situation/93851-v-moskve-v-etom-godu-poyavitsya-30-kilometrov-velodorozhek (20 мая 2010) ↩
- http://cao.mos.ru/doc.aspx?docid=50827&treepath=16,100,157,50827 (7 августа 2012) ↩