Водительские озлобленность и хамство
Полезно иногда менять угол зрения и смотреть на привычные вещи по-новому. Или же просто напоминать себе о том, что ты, возможно, забыл. Я получил права в 2008 году и всё время мне казалось, что стаж у меня совсем небольшой. А сейчас, оказывается, уже пять лет прошло. До того момента у меня и не было бешеной необходимости садиться за руль, хоть я всегда любил автомобильную езду и путешествия, и правила дорожного движения знал назубок с ещё дошкольного возраста. А получив водительское удостоверение я активно ввязался в езду.
Мотаться повсюду на машине я стал буквально с момента получения прав. Уже через неделю после экзамена поехал в Питер. На самом деле, стажа у меня меньше пяти лет, поскольку свою вторую машину я продал летом 2012 года и с тех пор никакой замены не приобрёл. С другой стороны, за эти годы я успел приехать около 300 000 километров по Москве и России, за пределами столицы. Неоднократно ездил в Питер, на юг, даже за Урал. Ездил и на запад – в том числе в Европу. Брал машины в прокат в ЕС, США и Канаде. Насмотрелся всякого и не раз делился своими впечатлениями. К сожалению (или к счастью для них), в большинстве стран движение было лучше, чем в России. Даже в Таиланде, где, казалось бы, совершенный бардак на улицах, видишь меньше хамства и агрессии, что заметно влияет на характер отношений между водителями.
Глазами пешехода
Сейчас прошло уже около полутора лет как я превратился в пешехода. К счастью, жить мне довелось в центре Москвы и до работы мне надо преодолеть всего около пяти километров. Я стал активнее ездить на велосипеде и чаще ходить пешком – последнее упражнение, кстати говоря, мы делаем вместе с тёщей, регулярно поддерживая друг друга, чтобы не отказаться от этой полезной практики.
Я получил возможность вновь посмотреть на привычное окружение – городские тротуары, улицы и дороги – под немного иным углом зрения. Более того, будто для усиления этого эффекта сравнения, занимаясь в последние недели ремонтом маминой квартиры, я провёл немало времени за рулём и заметно увеличил пробег машины тестя =)
В ходе моих пеших прогулок по городу я в очередной раз убедился в том, что мы продолжаем жить в царстве хамства. Помню, когда пять лет назад я начинал ездить на машине, почти никто не уступал дорогу пешеходам на переходах. Довольно быстро положение вещей изменилось, однако это одно из немногих улучшений, которое произошло за последние годы, если сравнивать с тем, что происходило в постсоветское время. В общем, как-то накипело за последнее время.
Но последним впечатлением, которое подтолкнуло меня в очередной раз обратиться к этой теме стал недавний опыт пользования парковкой под магазином «Леруа Мерлен» в Строгино. Там вообще места маловато, да ещё и встают все как хотят, в том числе в проездах. Невероятное хамство. Из-за того, что человеку лень свою задницу протащить пару сотен метров, он бросает свою телегу прямо у входа в магазин и все перегораживает дорогу. Впрочем, моя ситуация была веселее.
Представьте себе, обычный парковочный закуток-тупичок. Слёва три места и справа три места. Впереди – стена. Одно из этих мест я и занял. Возвращаюсь с покупками, а в проезде стоит машина. С водителем. Иду к машине прямо мимо этого драндулета. Не особо спешу, думаю, надо дать времени человеку завестить и отъехать. Но он, видимо, спешит ещё меньше меня. Вот я уже положил груз в багажник, открыл свою дверь. Сел за руль, включились фары и я завёлся… Прошло ещё секунд 30, чувак нехотя потянулся, завёл машину и не торопясь отъехал.
То есть он мне явно продемонстрировал, какое же он мне одолжение сделал, что выпустил. Надо было, пожалуй, выйти, и поклониться ему в пол.
Что, неужто нашим согражданам так нужно самоутвердиться?..
Да и злобы на дорогах очень много. Водители агрессивно относятся и к своим коллегам, и к пешеходам. Да, что говорить, на определённом этапе своего водительского стажа я и сам любил «поучить» окружающих, хоть всегда старался помнить о «принципе трёх Д»: дай дорогу дураку. Впрочем, темперамент у меня горячий, я легко могу завестись, и, в итоге, сам становился этим дураком.
Казалось бы, столько времени прошло с того момента, когда распространённой точкой зрения стало то, что пешеходов надо пропускать. Скажу больше, хоть тут со мной многие водители и не согласятся: если пешеход уже оказался на дороге, его надо пропускать всегда. Даже если он идёт не по пешеходному переходу. В конечном счёте, так будет безопаснее для всех, если человек как можно скорее уберётся с проезжей части. Я регулярно езжу (ездил) по Тверской и часто можно увидеть, что люди переходят эту улицу по поверхности. Безумие совершенно! Но, с другой стороны, понять их тоже можно: в подземные переходы спускаться лениво, да и не так их много на протяжении улицы, а движение часто довольно медленное. Так мои пассажиры нередко удивлялись, почему я этих людей пропускаю. Именно потому, что когда такой дурачок стоит на разделительной полосе, всегда есть шанс, что кто-нибудь его заденет и хуже будет всем, кто хочет проехать этим маршрутом. Я уже даже не говорю о самом пострадавшем.
К чему я клоню? Водителям, раз уж они оказались за рулём транспортного средства повышенной опасности, всегда надо думать о последствиях своих действий и стараться действовать так, чтобы система в целом работала более слаженно. Я понимаю, что очень сложно засунуть подальше свои «мне быстро надо» и «я хочу», но это единственное, что может хоть как-то улучшить дорожную обстановку. И речь здесь одновременно и о пробках, и о хамстве. Это вещи связанные.
Я не устаю повторять… Нет, не так, я уже задолбался повторять, но считаю, что делать это всё равно нужно: дорога – это не место для демонстрации того, насколько ты крут. На дороге всегда надо помнить, что ты не один, а тебя окружают другие люди и любое твоё решение может привести к жертвам, даже если ты сам и не пострадаешь. Если тебе хочется погоняться – отправляйся на специальную трассу, там носись с бешеной скоростью и входи в крутые повороты. Но всё это на трассе и должно остаться. Если у тебя нет денег – сам виноват. Но окружающие не должны страдать.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений