Водительские озлобленность и хамство
Давайте жить дружно
На дорогах надо вести себя предсказуемо и так, чтобы твои действия трактовались просто и однозначно. Да, не всегда это возможно, но это тот идеал, к которому следует стремиться. На днях мне довелось поучаствовать в дискуссии по поводу использования поворотных сигналов. Есть категория водителей, считающих, что, когда они выезжают на улицу и поворачивают направо, мигать надо налево. Вроде как это делается для того, чтобы сделать свой автомобиль заметнее для набегающего трафика. К сожалению, это не верное рассуждение. Заметнее машину сделают включённые фары, а мигающий не в ту сторону поворотный огонь создаёт возможность неоднозначной трактовки. Поди пойми, куда реально этот водитель собирается повернуть? Сейчас, в современной России, это уже совершенно непонятно! Происходит полная подмена всех сигналов, которые может давать автомобиль. Мне говорят, что, мол, если это делать на улицах с односторонним движением, то неоднозначности возникнуть не может. То есть, что же, на таких улицах человек, поворачивая направо, будет мигать налево, а на всех остальных дорогах, он будет мигать направо? Какая-то ерунда получается.
Такие мелкие действия и привычки должны срабатывать на автоматическом уровне. Человек не должен задумываться, куда ему мигать. Поворачиваешь руль по часовой стрелке: мигаешь направо. Поворачиваешь руль против часовой стрелки: мигаешь налево. Всё очень просто.
Это, впрочем, частность, которая не столь сильно влияет на общее движение и почти не создаёт угрозы безопасности. Скорее, так, добавляет мелких неудобств. Но есть много других нарушений, которые, вроде как, «стоят» совсем немного, если говорить о штрафах, но радикально меняют городской трафик. Более того, я уверен, что если бы подобных нарушений не было, дорожная ситуация в нашем городе была бы сильно лучше. Даже без строительства всех этих хорд (эффект от которых ещё может оказаться не столь радужным, как рисуют нам власти).
О чём я говорю? Перечень нарушений с годами не меняется (печально, что он не сокращается), но, пожалуй, сейчас я не только перечислю их, но и расшифрую, в чём же беда и каковы последствия.
Езда по обочине
Казалось бы, те, кто так делают, говорят, что они никому не мешают, когда едут не по проезжей части, а по газону. Я даже не буду рассуждать о том, что портится трава и в небо поднимаются клубы пыли (а наш город и так страшно грязный), скажу лишь о транспортных последствиях.
Да, пока едешь по обочине, ты никаких помех движению не создаёшь. Проблемы начинаются тогда, когда ты встраиваешься обратно в основной поток. Каждый чайник, честно слушавший лекции на курсах вождения, знает, что любой манёвр – это потенциальная аварийная ситуация. Понятно, что перестроение – это один из самых безопасных манёвров, но, тем не менее, это манёвр. Любое перемещение между рядами создаёт возмущения в транспортном потоке, которые расходятся волнами. Тем более, когда машина включается в поток из не предназначенного для того пространства.
Когда автомобиль встраивается с обочины в общий поток, во-первых, часто это приходится делать довольно быстро, поскольку не все рады пускать хамов перед собой. Во-вторых, что даже важнее, вы вызываете возмущения во всём транспортном потоке. Машина, пропускающая вас, или та, перед которой вы влезли, притормаживает. За ней начинают останавливаться и все остальные. Причём у всех разное время реакции и разный стиль вождения. Одно такое действие может вызвать очень серьёзные последствия, что же говорить о том, когда по обочине решили проехаться сразу много машин? Более того, можно подумать, что страдает только самый левый ряд, но это не так, как я написал выше, подобные действия вызывают цепную реакцию, а значит они затрагивают, к примеру, те машины, которые хотели перестроиться в крайний ряд или, наоборот, выезжали из него. То есть, в итоге, встают все.
Из-за хамства одного или нескольких человек страдает весь поток. Всё из-за этих «я хочу» и «мне надо быстрее». Всем надо быстрее, нет никого, кому хотелось бы каждый день проводить в пробках по паре часов на пути домой. Так давайте же уважать друг друга.
Объезд по «освободившейся» полосе
Очень похожая ситуация, хотя тут, к счастью, никто не портит газоны. Последствия для движения всё те же, поэтому я лишь опишу ситуацию, вы с ней наверняка сталкивались. Бывает, к примеру, такое, что вы едете по двухполосной односторонней улице, где есть ещё и место для парковки у тротуаров. И, вот, внезапно стоит знак «остановка запрещена», случился перекрёсток, или ещё какая оказия – в общем, появилось место у края улицы. Почти всегда находятся водители, которые решают воспользоваться такой лазейкой и пролезть намного вперёд. Иногда это выглядит довольно комично, когда всё, чего им удаётся добиться, это сдвинуться лишь на один корпус.
Понятно, что такое возникает в том числе из-за криворукости людей, планирующих улицы, разметку и организацию полосы отвода. Но когда улица уже сформирована и по ней едут машины, остаётся только лишь выбор самого водителя – ждать спокойно в общей очереди или же повести себя по-хамски и попытаться объехать остальных.
Последствия, как я сказал, всё те же. А может быть даже и хуже, поскольку на трассе ширина дороги обычно более-менее стабильная, а улица в городе может становиться то шире, то уже, что ещё больше усугубляет положение.
Поворот из второго ряда
Вероятно, многим кажется, что нет ничего страшного, если они проскочат на поворот из второго (третьего) ряда. И если дорога более-менее свободна, действительно возникает ощущение, что это не самая большая помеха. Но надо напомнить, что сам этот манёвр – это уже создание аварийной ситуации.
Есть, впрочем, и другие проблемы. Во-первых, очень часто улица, на которую поворачивают машины, рассчитана на вполне определённое количество полос, и если поворачивают большим числом рядов, это может создать затор, не только на самой улице, но и на перекрёстке.
Во-вторых, затор возникает и за очередью тех, кто хочет повернуть. Сначала автомобиль пристраивается во второй ряд. Потом с краешку. Затем ещё один заезжает на перекрёсток. Кто-то решает, что он лучше всех, и встаёт в третий ряд. И всё, улица встаёт целиком.
Что самое печальное, это касается не только мелких улочек – то же самое происходит и на широких ТТК, МКАД и разнообразных проспектах! Вспомните, насколько часто бывало так, что после съезда на Ленинградку, кольцо оказывается совершенно свободным? А всё из-за того, что этот затор, возникающий из-за нескольких хамов, вставших во второй ряд, постепенно увеличивается и расширяется до тех пор, пока не займёт всё пространство, всю ширину трассы, где-нибудь за 500-1000 метров до места съезда.
Кстати говоря, если машины спокойно едут на поворот в один ряд, в целом они проезжают гораздо быстрее, чем в случаях, когда возникает такая расширяющаяся затычка из пристроившихся к повороту автомобилей.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений