Воскресенье на велосипедах. Обзор транспортных новостей из Румынии
Обустройство
В воскресенье в телевизионной передаче румынского канала ProTV Генеральный примар (мэр) Бухареста, Сорин Опреску, заявил, что муниципалитет намеревается расширить тротуары на одной из центральных улиц города, Каля Викторией, и устроить там дорожку для велосипедистов. Трассу обещают организовать сразу в двух направления на одной из сторон улицы.
Сорин Опреску надеется, что после того как на Каля Викторией появятся новые и будут обновлены уже существующие магазины, кофейни, кондитерские и рестораны, этот проспект станет привлекательнее и для пешеходов.
В пятницу и субботу были временно закрыты для автомобильного движения два протяженных фрагмента Каля Викторией и Шоссе Киселев – северного продолжения Каля Викторией. На время их предоставили в полное распоряжение жителей Бухареста – пеших, на велосипедах, самокатах и скейтбордах.
Всего два дня понадобилось на сей раз городским властям, чтобы отреагировать на инициативу бухарестских СМИ Gândul и ProSport. Надо сказать, что буквально тысячи жителей столицы Румынии – любители движения – поддержали затею в социальных сетях.
Мэра порадовало, что автомобилисты не выражали бурных отрицательных эмоций по этому поводу. Он напомнил, что в Бухаресте на сегодняшний день уже создано 172 км велосипедных дорожек, но 63 км из них блокировано полицией, представители которой утверждают, что они не соответствуют нормативам. Опреску вновь заявил, что дорожки были проложены только после того, как были получены необходимые разрешения.
Кстати, в Бухаресте есть ассоциация велосипедистов. Её лозунг: «Нас много. Мы растём». И их отношения с Опреску простыми не назовешь. Это даже при том, что у Румынии есть надзиратель в виде ЕС, постояно требующий приводить транспортную инфраструктуру (включая велосипедную) в соответствие с общеевропейскими нормами.
Сколько будет стоить проезд по автострадам Румынии
С конца 2016 года – если работы по первой румынской автостраде, строящейся на условиях концессии, будут завершены – водителям придется платить сбор, если им нужно будет ехать по фрагменту шоссе Бухарест- Брашов на перегоне Комарник – Брашов.
Про введение сбора на автострадах Румынии разговоры идут ещё со вступления страны в Евросоюз. Пока что власти не могли обосновать такой сбор из-за того, что румынская сеть автострад – самая короткая в Европе, менее 550 км. Да и нет ни одной автострады, которая пересекала бы Румынию насквозь, из одного конца страны в другой. Иностранцам, впрочем, всё равно надо уплачивать транспортный налог и получать виньетку при движении по стране.
И тем не менее – власти приняли решение о строительстве автострад под концессию, за деньги строительных компаний, и это означает, что подрядчикам необходимо будет вернуть себе свои вложения, так что им будут передавать эти автострады на обслуживание сроком на 30 лет.
Эксперты из Jaspers (партнерская структура, объединяющая Генеральное управление региональной политики Европейской Комиссии, Европейский инвестиционный Банк, Европейский Банк реконструкции и развития и немецкий государственный банк Kreditanstalt für Wiederaufbau), провели свои исследования ещё в прошедшем году и определили, что размер сбора должен составить примерно 5 евро за 100 км для легковых автомобилей, как сообщают источники из Румынской Национальной Компании автострад и национальных шоссе.
По их словам, после ряда обсуждений сбор для первых концессионных автострад был оценен как примерно 3 евро за 100 км. Помимо упомянутого ранее перегона Комарник – Брашов, это будет южная часть кольцевой столичной автодороги. Как ни крути, постоянно возникают ассоциации с ближайшими планами украинских властей, по обустройству платных дорог.
Также сбор будут взимать и на ранее построенных и уже эксплуатируемых автострадах Бухарест-Питешть (построена в 1967‑1972, капитальный ремонт в 2000, новые сегменты добавлены с 2007 по 2013 годы), Бухарест-Констанца (строилась при социализме, в 1983‑1989, первый сегмент сдан в эксплуатацию в 1987 году, после разрушения социалистического строя работы были остановлены до 1998, сдавались по сегментам, полностью завершена в 2012), Крайова-Питешь (строится).
Так что размер сбора, видимо, будет намного меньше суммы, о которой говорили пять лет тому назад, когда предпринималась предыдущая попытка по организации концессии. Оферты будут поданы 15 ноября, причем осталось только три потенциальных концессионера.
Тимишоара – «Зеленый для велосипедов» – пять лет активных действий
«Зеленый для велосипедов» – кампания, начатая пять лет назад одной из неправительственных организаций города Тимишоара на западе Румынии. Пятилетие движения на двух колесах в поддержку было отмечено праздником – велотуром «Пересчёт по осени». Финишировали участники на городском стадионе, где их ждали разные спортивные и экологические развлечения: показ прыжков на велосипедах, facepainting/bodypainting, соревнование pimp my bike, выставка необычных велосипедов, выставка фотографий с разных мероприятий кампании. Участники фотографировались и расписывали эко-футболки и эко-сумки с надписями в поддержку движения и Эко-клуба Тимишоары.
Участники кампании первоначально ставили перед собой единственную цель – поддерживать движение на велосипеде по городу, делая акцент на то, что это полезно для окружающей среды, здоровья, да и для кошелька. Всё начиналось с шестисот человек, а в последней официальной акции принимало участие три тысячи. Число официально зарегистрированных велосипедистов существенно перевалило за 13 000, а протяженность дорожек выросла с шести до почти шестидесяти километров.
«Думаю, что через пять лет можно будет говорить про сотни километров дорожек, то есть рост будет по экспоненте. По крайней мере – так должно быть. Я говорю не только про город, но и про дорожки, которые соединят город и предместья. Предполагается, что одна из таких дорожек будет проходить по берегу реки Бега до границы с Сербией», – рассказал Эмил Кристеску (Emil Cristescu), не только зачинатель, но и двигатель кампании в последние годы.
По его мнению, самым крупным достижением движения стала «…перемена восприятия велосипедиста на улицах Тимишоары. Пять лет назад на велосипедиста смотрели как на бедолагу, у которого нет денег и возможности ездить на машина или в общественном транспорте. Очень сильно и хорошо изменились взаимоотношения на дороге. Стало много больше взаимного уважения между пешеходами, автомобилистами и велосипедистами, и это самое важное.»
Основной акцент в следующие годы участники кампании собираются сделать на использование велосипеда именно как средства передвижения на каждый день – в городе, на работу или за покупками.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений