За что штрафуют велосипедистов в Германии?
Расширение велосипедной части ПДД в России пока не сильно изменило жизнь велосипедистов: все как ездили по тротуарам и против потока, так и ездят. Хотя, по поводу последнего есть небольшая оговорка: в некоторых странах велосипедистам позволяется ездить по односторонним улицам против потока. Считается даже, что это повышает безопасность велосипедного движения и в России тоже думают ввести подобное разрешение. Впрочем, сейчас речь не об этом.
Все эти нарушения можно попытаться объяснить отсутствием велоинфраструктуры, но мировая практика показывает, что просто начертить велодорожки мало, необходимо еще и научить велосипедистов следовать правила дорожного движения. Лучше всего это можно сделать с помощью контроля за передвижением на дороге и хорошо проработанной системы штрафов. Давайте, разберем, как и за что наказывают велосипедистов в Германии.
Велосипедистов в Европе настолько много, что игнорировать их существование не представляется возможным. Значит нужно признать их полноправными участниками дорожного движения и наделить их полной ответственностью. У этого процесса есть как свои плюсы, например, вас никто не подрежет, не станет гудеть в след и пытаться выдавить с дороги. Но есть и негативные моменты: за свои ошибки и некорректное поведение вам придется отвечать деньгами при оплате штрафов.
Жители Германии начинают изучать велосипедные правила с самого детства. Свой первый экзамен по вождению они сдают еще в начальной школе, где их знакомят с основными правилами дорожного движения для велосипедистов. После этого курса они различают сигналы светофора и дорожные знаки, знают, как перестраиваться, поворачивать и передвигаться по городу на велосипеде безопасно для своей жизни и для окружающих.
Нам с вами может показаться, что быть велосипедистом в Германии легко: везде есть велодорожки, парковки, и все вас любят и уважают. Все это так, но стоит обратить внимание на то, что у велосипедиста здесь есть не только права, но и обязанности, за неисполнение которых полиция жестоко карает нарушителей деньгами. Например, если велосипедист едет не по велосипедной дорожке, хотя такая имеется на его маршруте, то он заплатит 20 евро. Столько же придется отдать за движение по велосипедной дорожке в сторону, противоположную автомобильному потоку, даже если велодорожка проходит по тротуару. Также в правилах закреплены такие базовые моменты как запрет разговоров по сотовому телефону во время поездки (привет голландцам!), езда на велосипеде без рук или в состоянии алкогольного опьянения. Естественно, что велосипедисту нельзя нарушать общие правила дорожного движения, ездить на красный или пересекать дорогу в неположенном месте.
Помимо правил, которые напрямую касаются езды на велосипеде, есть еще технические требования к самому транспортному средству. У вас обязательно должен быть звонок (штраф 15 евро за отсутствие или неисправность), действующие тормоза (10 евро), фары и светоотражатели (белый свет впереди и красный сзади), которые вы обязаны использовать с наступлением темноты (20 евро штрафа при отсутствии).
Вам может показаться, что все это ерунда и никто не следит за исполнением этих правил, но это не так. Мой опыт велосипедных поездок в Германии уже перевалил за 9 месяцев. За это время полиция заинтересовалась мной лишь однажды, но вот моему мужу везет меньше. Ему «повезло» уже три раза, а самое интересное, что все три раза его останавливали за разные нарушения. Его опыт – отличный способ разобрать как велосипедные ПДД действуют на практике в Германии.
Первый раз нас остановили за отсутствие горящих габаритных фонарей на велосипеде в темное время суток. Мы только приехали в Германию и еще плохо знали правила. Мы знали, что фонари должны быть, но подумали, что ничего страшного, если у нас будут работать огни только впереди, а сзади есть светоотражатель, никто не заметит. Не успели мы отъехать от дома, как нас прижала к обочине полицейская машина. Сотрудник полиции вежливо поинтересовался почему мы ездим без фонарей, понял, что мы иностранцы, сделал нам внушение и попросил идти куда мы шли, но уже пешком. Нам повезло, мы обошлись без штрафа.
Во второй раз полиция поймала моего мужа за проезд на красный свет на перекрестке. Дело было после 9 вечера и не дождавшись зелёного на переходе он решил рискнуть. Никто не мог предположить, что так поздно кто-то будет следить за дорогой. Оказалось, что в это время сотрудник полиции на мотоцикле проезжал мимо и заметил нарушение. Он не поленился и догнал нарушителя, хотя для этого ему нужно было пересечь две дороги и въехать на тротуар. После длительного разговора, проверки документов по базе на наличие нарушений нам снова повезло и нарушителя отпустили без штрафа.
В следующий разполиция остановила моего несчастного велосипедиста за проезд по велодорожке в противоположном направлении. В этот раз сотрудник полиции просто ехал на велосипеде по велодорожке, где нарушитель сам приехал к нему в руки. В этот раз у моего мужа хотя бы было оправдание: он заранее переехал на противоположную сторону, чтобы повернуть на нужную улицу, но оказалось, что сделал он это слишком рано. Опять же после проверки документов по базе нарушителя отпустили без штрафа.
Конечно, нам пока везло и мы еще ни разу не расставались с деньгами, но в следующий раз все может сложиться не столь удачно. После такого значительного опыта, даже когда я передвигаюсь на своих двоих, то всегда отказываюсь от предложения перейти дорогу на красный или в неположенном месте: у меня нет лишних 40 евро, чтобы заплатить за такое удовольствие. А вы говорите: «Штрафы и правила никого не дисциплинируют!»
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений