Велосипедный активизм — легко ли это?
Некоторое время назад мне удалось связаться с Константином Абрашиным – руководителем и организатором велосипедного клуба подмосковного города Балашиха. Мы поговорили о планах клуба и обсудили трудности, которые возникают перед организаторами.
Казалось бы, Балашиха находится всего в 7 км от столицы, где быстрым темпом идет процесс внедрения велосипедной инфраструктуры, и администрация города сама должна бегать за нашим героем, чтобы помочь ему развивать велосипедное движение в городе, но все не так просто!
– Костя, мы давно не виделись, но ты знаешь, я слежу за новостями велоклуба «Балашиха» и понимаю, что у вас там происходит очень много интересных событий и мероприятий. Например, я знаю, что в конце апреля вы провели «Открытие сезона». Как все прошло?
– Открытие велосезона провели прямо вот на ура! В этом году мы устроили не просто «покатушки», а организовали довольно масштабное мероприятие – «ВелоОткрытие 2014». Мы собрались, как обычно, в центре Балашихи около Ледового Дворца «Балашиха Арена» и оттуда своим ходом на велосипедах по весеннему лесу отправились на «Дёрты в Салтыковке». Это новое место недалеко от Балашихи, где собираются любители попрыгать на трамплинах.
В этом году на нашем открытии можно было не просто прокатиться по маршруту, но и попробовать попрыгать на велосипедных трамплинах, посмотреть соревнования ребят на BMX и МТБ велосипедах. После основной программы можно было посмотреть файер-шоу и танцевальные выступления девушек из коллектива M-Dance, была качественная музыкальная аппаратура. Вобщем, открытие велосипедного сезона прошло на очень высоком уровне. Мы готовились к нему больше месяца.
На самом деле в этом году в «грязь» приехало довольно много велосипедистов – человек 60. Такое количество людей мы собирали только на велосипедный парад в честь Дня Молодежи в том году. Плюс в этом нас поддержал самый большой московский велосипедный клуб «32 спицы», От них приехало человек 10, райдеров было еще человек 20 и просто народ подтянулся посмотреть на само мероприятие. В этом сезоне приехало очень много новых людей, наверное, больше половины были мне не знакомы. Все такие разные: школьники, студенты, взрослые люди, в этом году мужчина приехал с маленьким сыном. Я очень за них переживал, но они весь маршрут проехали абсолютно спокойно.
– Как вам удалось организовать такое мероприятие своими силами?
– Просто взяли и организовали. Началось все с того, что я выложил новость о том, что на носу открытие велосезона. В ответ мне написали Сергей и Константин, руководители клуба «32 спицы», сказали, у них на эти даты ничего нет, и они хотели бы приехать на наше открытие. Очень уж им тут прошлой осенью у нас на «Дёртах» понравилось. И тут у меня сработал синдром «гостеприимного хозяина». В голове сразу появился план взятия Бастилии. Думаю, надо провести фестиваль и собрать вместе все направления по велосипедам, чтобы не просто так сидеть и киснуть.
– Расскажи, пожалуйста поподробнее про «Дёрты», что это за новое место для велосипедистов в Балашихе?
– «Дёрты» находятся в микрорайоне Салтыковка. Ребята сорганизовались и соорудили трамплины для катания на BMX велосипедах. Все это включает в себя различные земляные насыпи-трамплины на которых велосипедисты прыгают и выполняют различные трюки и фишки. Разные серии и виды фигур у них уже есть, но там все в процессе. Часть холмов там уже была, а часть ребята выкопали сами. Ребята просто собрались и все сделали своими силами без какого-либо финансирования от администрации или коммерческих фирм.
– Какие у клуба планы на лето?
– Так, «Открытие сезона» мы провели. Сейчас много других планов. В начале лета мы думаем организовать вместе с другими организациями города общегородской молодёжный фестиваль «Эпицентр». Мы хотим собрать разные направления: велосипедисты, воркаут, вейкбордеров. Сейчас будем больше к этому мероприятию готовиться. Плюс еще ради развлечения думаем сделать трамплин для прыжков в воду на лето. Вот я уже купил себе лодку, будем снимать прыжки в воду с лодки (смеются).
– Я знаю, что «Балашиха» чуть ли не первый велосипедный клуб, который планировал ввести платное членство. Что из этого получилось?
– Да, мы ввели у нас в клубе платное членство. Первоначальный взнос у нас 200 рублей, а так по 100 рублей в месяц, согласись, что это незначительная сумма. Эти деньги больше уходят на какие-то рекламные акции или сувенирную продукцию: значки, флажки, футболки. Например, я был в жюри на конкурсе «Мисс Балашиха» и мы одной конкурсантке подарили в качестве приза от нашего велоклуба велосипед. Пусть приобщается!
Мы, конечно, стараемся какие-то призы или подарки делать за счет спонсоров. У нас есть несколько постоянных компаний, которые нас уже не первый год поддерживают. Например, Subway. Они, так же, как и мы, заинтересованы в продвижении спорта в городе. У них у каждой кафешки в Балашихе стоят велосипедные парковки. И они всегда нас поддерживают.
Но платное членство не означает, что мы не зовем на мероприятия тех, кто не в клубе или просрочил оплату за прошлый месяц. Мы все также открыты для новых участников. Просто те, кто вступил в клуб официально, получили клубную карту – это, так сказать, организаторское ядро. Те люди, которые вступили в клуб они участвуют финансово в развитии велокультуры, а не платят за участие в клубе. Все на добровольной основе. Чаще всего это те люди, которым не безразлична судьба велосипеда в нашем городе. Они активно участвуют в жизни клуба, помогают в организации мероприятий, ну и кататься на велосипеде не забывают. Вкладывая не только свои деньги, но и знания, умения или связи, люди тем самым помогают развитию велодвижения в городе. Таких людей на самом деле немного, человек 15.
– А как в Балашихе обстоит дело с велосипедными дорожками? Сейчас в каждом городе есть свои 3 км. велодорожек, а у вас?
– Нет, у нас в Балашихе нет велодорожек. Хотя все гораздо сложнее. Они у нас как бы есть, но их как бы и нет. Если присмотреться к тротуарам, то большинство из них выложено в двух цветах. Красная брусчатка – это наша велодорожка, но на ней нет никаких обозначений и нигде по городу нет никаких знаков, которые обозначали бы начало велодорожки. Без знака и разметки – это просто раскрашенная мостовая. И люди не знают, идут свободно по тротуару, и, естественно, возмущаются по поводу проезжающих велосипедистов. А вот недавно вышло новое ПДД и теперь велосипедисты не могут ездить по тротуару, если есть возможность передвигаться по автомобильной дороге, а что будет если все велосипедисты выйдут на автомобильные дороги города. Это же очень опасно для всех участников дорожного движения.
– Как у вас складываются отношения с администрацией города? Чиновники вам как-то помогают продвигать велосипед в массы?
– Мы периодически с ними работаем, вместе проводим какие-то мероприятия, но ты знаешь, это довольно тяжело, поскольку они не очень заинтересованы. Гораздо больше помощи приходит от других общественных молодежных организаций. Мы им, а они нам. Ну и гораздо больше в проведении мероприятий помогают коммерческие структуры, например, «Фабрика Фитнеса» или Subway.
Сейчас прошли выборы в Общественную палату Московской Области и ребята от клуба меня выдвинули как кандидата. Мы пока не знаем результатов, будем надеяться, что я прошел. «Общественная палата» клубу нужна, чтобы быть ближе к администрации, и чтобы иметь какую-то возможность влиять на развитие города и велосипедной инфраструктуры в городе.
В этот раз мы даже не стали регистрировать «Открытие велосезона». Решили, что если спросят, то скажем, что просто поехали в лес на шашлыки, просто случайно кто-то привез музыку. Сам клуб у нас тоже официально не зарегистрирован. Это больше слет единомышленников, кружок по интересам, так сказать.
– Костя, начинается летний сезон и сейчас всех интересует только один вопрос: куда можно поехать кататься на велосипеде. Вот вы куда вы из Балашихи ездите кататься?
– В Москву (смеются). Никуда не ездим. У меня уже полгода велосипеда нет. Сапожник без сапог. (На момент выхода интервью Константин уже купил себе новый велосипед). Зато лодка есть, будет у нас вело-лодка-клуб «Балашиха».
На самом деле, честно скажу, столько всего нужно делать и организовывать, что времени, чтобы просто покататься уже просто не остается. Активизм забирает все время, ну а что поделаешь, надо людей организовывать. Очень хочется, чтобы мое любимое дело себя оправдало, и я смог бы заниматься только этим, тогда все бы пошло гораздо быстрее.
Костя, спасибо большое за разговор. Понимаю, что организация велоклуба – это дело не легкое, но с твоим упорством и оптимизмом успех не за горами!
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений