Русские пробки и китайская дорожная революция
На «Слоне» вышла замечательная и очень эмоциональная статья о российских дорогах и «китайском пути»:
Пока еще на европейской трассе Е-105, федеральной дороге между двумя столицами с населением 13 и пять миллионов человек соответственно, рассасывается многодневная пробка, водителям носят остывающий чай и «горячее питание» (щи? сырники? кашу?), обеспечивают их топливом из стратегических запасов на случай атомной войны, отогревают в пунктах обогрева, мне вспомнилась китайская инфраструктурная революция, которую я лично наблюдаю последние восемь лет.
Это не элегия о том, не свернуть ли нам на китайский путь, и не напрасно ли мы не сделали этого раньше – небось прогадали. Как же свернуть, когда место занято? Это ведь как рассуждать Бобчинскому, не стать ли ему Добчинским, а что зря рассуждать: Добчинский – вот он, стоит, ручкой машет.
Я про другое. Обычно к авторитарному режиму в виде бонуса прилагается строительство дорог. В Греции вспоминают, как при полковниках строили дороги, в Испании – как при Франко, в Корее – как при Паке Чжон Хи, в Германии – тут ничего не вспоминают, и правильно делают. На самом деле Пак, полковники и тот, кого нельзя называть, для успешных дорожных работ – условие совсем не обязательное. В Великобритании, США и Франции дороги построили без них не хуже.
Однако при прочих равных, авторитарному режиму дорожное строительство дается проще. Мобилизовал безропотные массы, взял линейку, прочертил на карте линию, стройте прямо. Чертя обвел палец – стройте кругом, раз, два: вокруг проекции пальца на местности. Хорошо, накануне ногти подпилил.
Да дальше продолжение рассуждений с рассказом о текущем состоянии китайской инфраструктуры (как железнодорожной, так и автомобильной) и том, как она изменилась за последние 10-20 лет.
Пересказывать статью смысла нет — её правильнее прочитать. Добавлю только пару комментариев.
Демократии надо судиться, думать, как проголосуют собственники отчуждаемого кооператива ржавых гаражей, муторно торговаться о размерах компенсаций.
Не знаю, насколько апокрифична история, которую транслировал Рустем Адагамов, но вот тоталитарный режим столкнулся с тем, кого не устроил размер компенсации: http://drugoi.livejournal.com/3787565.html. Клюква это или нет, я не разбирался. Желающие могут самостоятельно исследовать вопрос. У темы, кстати говоря, было и продолжение — в том же журнале можете найти.
Вся китайская инфраструктура возникла не когда-нибудь в прошлом, не копилась десятилетиями подобно американской, а появилась ровно за те самые 12 лет, когда мы согласились променять часть свобод на экономическое развитие.
Про Китай всё так — строительство системы началось в 1988-м году, но за 13 лет построили лишь чуть больше 11 тыс. км и потом за последние 12 лет было построено ещё около 70 тыс. км скоростных дорог 1. Для сравнения, в России за 90-е всего дорог (всех классов, включая грунтовые) было построено около 70 тыс. км, а за период до 2009-го года, включительно — 35 тыс. км 2.
На схеме синим отмечены уже построенные участки, а красным — запланированные
Так вот, про Штаты. Там система, конечно, складывалась десятилетиями, но то, что все вспоминают, когда говорят о замечательной американской дорожно инфраструктуре — Interstate Highway System — было построено за примерно то же время, что ушло с 1988-го года на обустройство китайской скоростной дорожной сети.
Американцы начали строить первые нумерованные шоссе с префиксом I в 1956-м году, а официально признали изначальный план выполненным через 35 лет. При этом существенная часть системы была готова уже лет через 20 после начала работ 3.
Можно ещё вспомнить Канаду. Там существенная часть дорожной инфраструктуры была заложена ещё в 20-х годах XX века, а потом по всей стране система была капитально реконструирована в 50-60-х годах. Тогда же дороги приняли почти такой вид, в каком они находятся сейчас. То есть, опять же, речь не идёт о безумно долгих сроках на создание системы.
Можно привести ещё массу примеров. Но объединит их все одно: дорожные сети, создавали в довольно сжатые сроки, а потом их лишь понемногу видоизменяли, расширяли и модифицировали.
Я не спорю с автором. Просто, как ни странно, и без авторитаризма всё это можно делать быстро. Но у нас и авторитаризм вроде как есть, и дороги строить никто не собирается. Я не смотрел статистику за 2010-й год, но я сомневаюсь, что наши горе-строители успели таки построить за 12 месяцев 35 тыс. км дорог, чтобы успеть в десятилетие путинского правления догнать темпы строительства дорог в безденежные ельцинские годы.
Да, кстати, кто-то может сказать, что-де в Китае построить сеть дорог, которая дотянется до всех уголков страны, несложно. Отвечу на это двумя справками:
- около 70% территории Китая приходится на горные районы
- площадь Китая составляет около 56% территории России
Я был бы рад, если бы хотя бы на 56% территории России была столь мощная дорожная и железнодорожная инфраструктура.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений