За прокатной машиной из Бельгии во Францию и обратно
Европейское путешествие началось не совсем так, как мы изначально планировали. Впрочем, тому виной не только транспортные накладки, но и наша недальновидность. Надо было сразу же сообразить, что можно не пытаться найти выгодный тариф на прокат автомобиля с возвратом в другой стране (старт в Брюсселе и возврат в Марселе), а смотаться в один из ближайших приграничных французских городов, арендовать там машину и сразу вернуться обратно в Бельгию.
Первое правило путешествия: не бойтесь менять планы
22 августа 2014 года
Я уже писал, что подобрать машину в первый же вечер после прилёт не удалось — самолёт Brussels Airlines опоздал на 40 минут. В итоге я не успел на последний TGV из Брюсселя в Лилль, который прибывал до закрытия прокатной конторы.
Конечно, мы расстроились из-за такой нестыковки, но в любом путешествии случаются накладки, и всегда надо оставлять возможность для изменения маршрута. Мы сдали мои вечерние билеты и взяли новый комплект на следующее утро. Добавился лишний сегмент, но нельзя сказать, что мы много потеряли, причём как во времени, так и по деньгам: самый первый билет был куплен со страховкой от опоздания.
В итоге мы почти не отступили от изначального графика. Утром я смотался из Антверпена во Францию и обратно. Соня с бабушкой встали чуть позже (мой поезд отправлялся где-то в районе семи утра), позавтракали и спокойно погуляли по городу – заодно, получается, появилось время на акклиматизацию.
На поезде: Бельгия — Франция
С центральной станции Антверпена Antwerpen-Centraal до брюссельского вокзала Brussels-Zuid, откуда отправляются поезда TGV, ехать около 50 минут. Ещё 36 минут добавляет отрезок пути до Лилля, который можно преодолеть как на французском TGV, так и на Thalys.
Первый этап я проехал вообще без каких-либо вопросов. Я пришёл на станцию на 15 минут раньше и даже успел сесть на предыдущую электричку.
Про вокзал Антверпена я уже немного писал в прошлый раз. Это действительно очень занятное здание — за старым фасадом скрывается современная начинка многоэтажной станции. Она расположена в самом центре города — между еврейским районом и зоопарком, по соседству с улочками и бульварами, переполненными огромным количеством ресторанчиков и баров.
Brussels-Zuid — довольно крупный вокзал. Пожалуй, я не встречал таких масштабных железнодорожных узлов на территории России. Самое близкое — это совмещённое пространство Ленинградского и Ярославского вокзалов в Москве. С 22 путей здесь отправляются как местные электрички, так и поезда, следующие в соседние страны континентальной Европы и даже в Великобританию.
- Для Thalys это одновременно и конечная, и промежуточная станция. На этом скоростном поезде отсюда можно отправиться в Нидерланды (до станции Amsterdam Centraal) и во Францию (до станций Paris-Nord, Lille Europe, Bourg-Saint-Maurice и Marseille-Saint-Charles);
- Поезда TGV следуют отсюда на юг Франции, сначала вдоль побережья, через тот же самый Лилль. Конечные пункты: Ницца и Перпиньян;
- Именно в Брюсселе располагается одна из шести конечных станций системы Eurostar, поезда которой проходят через тоннель под Ла-Маншем и соединяют железнодорожным сообщением Великобританию с континентом;
- Кроме того, сюда дотянулся немецкий скоростной маршрут ICE.
Во время посадки в поезд TGV у меня случился небольшой конфуз. Минут десять я пытался найти нужный мне вагон. Даже обратился к проводнику (большому шутнику и балагуру, как оказалось), и… он отправил меня не в ту сторону =)
Проблема в том, что электронные табло на вагонах здесь малозаметные, а текст и цифры на них и вовсе почти не видны. Если знать, куда смотреть, то проблем возникнуть не должно, но в первый раз просто не понимаешь, где искать нужную тебе информацию. Совсем недавно я ругал российский «Сапсан», так в этом отношении наш поезд даст 100 очков вперед давно существующему французскому TGV =)
Дальше не было ничего неожиданного. Я доел вторую половину завтрака, начатого в электричке из Антверпена в Брюссель. Немного поработал на компьютере. Розетка, к сожалению, не работала — возможно, я просто не понял, как её надо включить.
Машина
Вокзал Lille Europe сильно меньше и производит совсем не такое впечатление, как бельгийские станции, на которых я только что побывал. Хотя, как и в Антверпене, здесь пространство тоже организовано на нескольких этажах. Впрочем, следует учесть, что буквально за углом расположен ещё один Лилльский вокзал, который, насколько я понимаю, чаще используется для местного сообщения.
Одна из забавных особенностей станции Lille Europe заключается в том, что здесь есть пограничная зона. Это один из пунктов сети Eurostar. Кстати говоря, это первая точка, на которой все маршруты собираются вместе: отсюда до Лондона все они следуют уже по одним путям. А Великобритания, как вы знаете, находится уже за рамками шенгенской зоны.
Я потратил лишних минут тридцать, не меньше, на поиски офиса прокатной конторы. С самого начала я не дошёл буквально двадцати метров по зданию вокзала и вышел на улицу. Погулял немного по окрестностям и вернулся на станцию.
Моей последней надеждой был телефонный звонок (почти как в телевикторине про миллион), но ещё после вчерашних бесед я понимал, что мои собеседники не очень хорошо изъясняются по-английски. После пятиминутного ожидания я без особого успеха пообщался с менеджером и пошёл дальше блуждать по станции. Хотя, тут я не до конца честен. В его словах я различил упоминание Hertz и начал заодно искать и офис этой американской фирмы.
Все прокатные конторы на Lille Europe расположены рядом. С момента, когда я нашёл нужный мне офис (сначала я увидел тот самый Hertz), всё пошло довольно гладко. За исключением того, что менеджера удивили мои российские права нового образца. Нам много раз говорили о том, что они соответствуют всем международным стандартам, но я вполне могу понять этого француза: на этой карточке само заглавие «Водительское удостоверение» написано только по-русски!
Мне достался Fiat Punto. На оба сегмента мы решили взять маленькие машинки, хоть и предполагали, что это может создать нам некоторые проблемы при размещении багажа (всё-таки нас было трое). С другой стороны, половина путешествия должна была пройти в сокращённом составе — Сонина бабушка после первой недели улетала из Парижа в Москву. В итоге Фиат всё наше барахло поместилось практически без проблем, чего не скажешь о второй машине. Но об этом позже =)
После традиционной фотосессии я поставил на лобовое стекло родительский Garmin с европейскими картами и отправился на север, обратно в Бельгию.
Стандартная рекомендация всем водителям — фотографируйте арендованную машину со всех сторон перед началом проката. Дополнительно фотографируйте каждую царапину. Можно сфотографировать и показания километража и количества бензина в баке. Эти свидетельства могут защитить вас от лишних штрафов и выплат в конце маршрута.
На машине: Франция — Бельгия
Обратная дорога была связана исключительно с позитивными эмоциями. Трасса, что во Франции, что в Бельгии, просто замечательная.
- Во Франции на загородных трассах с разделительной полосой можно ехать 110 км/ч, а на автострадах — 130 км/ч;
- В Бельгии на автомагистралях установлен лимит 120 км/ч, хотя много водителей ехало быстрее — где-то на уровне 130 км/ч.
Во Франции крайне не рекомендуется превышать, поскольку штрафы начинаются сразу с +1 км/ч. Хотя, тут всё зависит от везения — «бесплатной» нормой обычно считается нарушение скоростного режима примерно на 10% от установленного ограничения (для 110, соответственно, получается около 120). Но это уже на ваш страх и риск.
По итогам второго сегмента нашей поездки Hertz всё-таки снял с моей карточки пару штрафов. Один из них точно должен был быть за парковку в один из последних дней путешествия, а второй, видимо, за превышение. Будьте внимательны!
Каковы нормы и штрафы в Бельгии, я не проверял. Просто старался ехать строго в рамках установленного ограничения скорости.
Весь путь прошёл почти незаметно. Где-то далеко справа остался Брюссель. Сквозь Гент я проехал, даже не сообразив, что ненадолго очутился в рамках городских границ. И вот уже показались указатели с названиями улиц Антверпена.
Остальные события этого дня были в основном связаны с местными достопримечательностями. Из Антверпена мы планировали поехать в Гент, а вечером нас ждала гостиница всё в том же Лилле. Но об этом уже в следующей публикации.
Приятно удивили правила парковки в Антверпене. Первые 10 минут на улице рядом с гостиницей можно было стоять бесплатно. Возможно, это так и в других городах Бельгии, но я не проверял. Учтите лишь, что для этого тоже необходимо взять бесплатную квитанцию в ближайшем автомате оплаты парковки.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений