Больше дорог — больше транспорта
Жители Москвы, а теперь уже и большинства других российских городов, не понаслышке знают каково это передвигаться по городу в час-пик, выныривая из одной пробки, чтобы тут же оказаться в другой. Очевидно, что первым вариантом решения этой проблемы, который приходит в голову, становится идея построить больше дорог, а имеющиеся сделать шире.
Казалось бы, все логично: дорог мало и они узкие, а машин много и все они не помещаются в предоставленное им пространство. Стоит хоть чуть-чуть его увеличить и город заживет, задвижется, поедет! Но все не так просто.
Как показал опыт США, увеличение количества дорог и их полосности скорее ухудшают ситуацию. Например, расширение фривэя I-405 в Калифорнии привело к снижению средней скорости, а не к ее увеличению. Тем самым оказывается, что «улучшение условий» для автомобилистов провоцирует увеличение количества поездок на автомобиле и их продолжительность, сводя на нет все предпринятые меры.
Объяснение этому явлению нашли экономисты Университета Пенсильвании, которые протестировали зависимость между пропускной способностью дорог, количеством машин, которые ею пользуются, и длиной их маршрута. Сравнив эти данные, они пришли к выводу, что чем больше пропускная способность дороги, тем большее расстояние по ней проезжает автомобилист, тем самым увеличивая ее нагрузку.
Если говорить о цифрах, то повышение пропускной способности на 10% увеличивает расстояние автомобильной поездки по дороге тоже на 10%. Если же пропускную способность дороги оставить прежней, то количество автомобилистов, пользующихся ей практически не изменится (правда не понятно, оно останется прежним, потому что им просто уже нет места на дороге или расширение дороги действительно так привлекательно).
По мнению исследователей из Пенсильванского университета, все дело в том, что автомобилисты пользуются дорогами бесплатно и улучшение их качества только стимулирует водителей к более активному «потреблению». Единственный способ разрешить эту проблему — начать брать с участников движения деньги за проезд. Хотя бы в самые напряженные часы.
Подтверждение результатов американских исследований не заставило себя долго ждать. Эксперименты, проведенные в Японии и Англии, подтвердили тот факт, что чем шире дорога, тем больше на нее претендует желающих.
Другим удивительным открытием американских исследователей стало то, что общественный транспорт мало чем может помочь в этом вопросе. Да, с его помощью удастся убрать с дороги несколько сотен автомобилей, но качественного результата эта мера не даст, поскольку освободившееся место тут же займут другие автомобилисты. По крайней мере, если не предпринимать дополнительных действий и не заниматься обособлением полос для автобусов, троллейбусов и трамваев.
Ученые не были бы учеными, если бы не предложили меры, которые могут улучшить сложившуюся ситуацию на дороге. По их мнению, высокий трафик — это не всегда плохо, поскольку загруженность дороги также означает ее популярность и удобство с точки зрения маршрута. Но расширение дороги не облегчит жизнь автомобилистов, а сделает ее еще сложнее, поэтому самый простой и эффективный способ снизить загруженность дороги — сделать ее платной. Взимание платы за проезд с автомобилистов заставит их лишний раз подумать перед поездкой о том, так ли им нужно ехать в это место на машине или можно пройти два квартала пешком, что приведет к снижению пользователей. При этом не обязательно брать плату за проезд целый день, иногда достаточно взимать ее только в час-пик.
Опыт таких городов как Лондон и Сингапур показывает эффективность подобной модели и дает надежду автомобилистам, завязнувшим в пробках других городов.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений