День 6. Часть 2. Мальта. От Мдины обратно в Валетту
15 сентября 2010 года. Мдина, Буджибба, Слима, Ла Валетта. Мальта
В Мдине мы на некоторое время застряли — здесь у автобуса была долгая остановка недалеко от ворот старого города. Там же, в старом городе, расположено несколько церквей, включая кафедральный собор св. Павла — считается, что он высаживался на Мальте после кораблекрушения в 60-м г.н.э. и положил начало христианству здесь.
![](https://i1.wp.com/lh4.googleusercontent.com/-ttadNLbbxzM/Tx7L_kL7KAI/AAAAAAAAF2Y/zZrYtquLgPI/s900/DSC_2826.jpg?resize=900%2C600&ssl=1)
Все фото дня тут: https://picasaweb.google.com/107296660648056387004/20100915#
![](https://i1.wp.com/lh5.googleusercontent.com/-MbvJjGDxVW0/Tx7MrvjwB-I/AAAAAAAAF2g/8OEhe97IdNs/s900/DSC_2829.jpg?w=1165&ssl=1)
![](https://i0.wp.com/lh6.googleusercontent.com/-yTClId80yNs/Tx7MvTTunHI/AAAAAAAAF2o/bYzx2ED9iWs/s900/DSC_2833.jpg?w=1165&ssl=1)
Сначала я увидел и сфотографировал воронку, а потом другие, чуть менее зоркие, туристы увидели её и стали на всевозможных языках ахать и охать по поводу этого явления. Что говорить — страшненько.
![](https://i2.wp.com/lh6.googleusercontent.com/-Sa76BUrafAE/Tr5OHydwYLI/AAAAAAAAE_4/qh2d1kewO_w/s900/DSC_2799.jpg?w=1165&ssl=1)
После Мдины открывается гораздо менее заселённая часть Мальты. На самом деле на эти просторы выезжаешь чуть раньше — как раз после Мосты и до Мдины. С этого момента и почти до самого конца путешествия вокруг больше полей, чем домов.
![](https://i1.wp.com/lh5.googleusercontent.com/-rqVvOoqUHJE/Tx7M0LhG7OI/AAAAAAAAF2w/lpV-WHVnpEE/s900/DSC_2840.jpg?w=1165&ssl=1)
Пейзажи Мальты выглядят довольно безжизненно и блёкло. С одной стороны, вероятно, дело было в том, что мы посетили остров осенью, когда урожаю уже собран (хоть я вовсе и не уверен, что это так). С другой стороны, здесь очень много камня, количество которого местные жители лишь увеличивают визуально, используя породу для постройки всевозможных стен и заборов. Кстати говоря, эти перегородки меж полями и участками они строят по «дедовским» методам — без всяческих связывающих веществ, просто складывая камни один на другой. Это служит ещё одной цели, кроме, собственно, разграничения земли — такие стены предотвращают смывание почвы, но не препятствуют стоку воды через щели меж уложенными камнями.
![](https://i2.wp.com/lh5.googleusercontent.com/-1PSwVktFDDw/Tx7M3v8kGgI/AAAAAAAAF24/6qc1hv6JzWs/s900/DSC_2842.jpg?w=1165&ssl=1)
Мы успели проехать совсем немного, как нас накрыл ливень. Мы с Соней сначала думали пересидеть его на открытой верхней палубе автобуса, однако быстро стало ясно, что дождь слишком холодный и даже если бы мы его выдержали, то пострадали бы техника и документы. К явно продемонстрированному недовольству других пассажиров автобуса мы спустились на и без того переполненную нижнюю палубу — им всем досталась вода, которую мы принесли на себе.
Автобус нёсся по залитым водой серпантинам, преодолевал бурные потоки вызванных дождём ручьёв, форсировал широченные лужи. Из-за дождя программа экскурсии была сокращена, мы не заехали на пару пляжей где, вроде бы, можно было насладиться красивыми видами. Впрочем, из-за дождя и грозы голоса аудио-экскурсоводов всё равно были выключены, так что нам оставалось только сильнее держаться за поручни и пытаться заниматься всё тем же занятием, что и чуть раньше — смотреть в окна в оба глаза (ну или во все четыре, если считать нас двоих).
![](https://i2.wp.com/lh6.googleusercontent.com/-EiVmH8ffDdE/Tx7M7CqTIII/AAAAAAAAF3M/tvuSDmYubzM/s600/DSC_2843.jpg?resize=400%2C600&ssl=1)
Таким макаром мы доехали почти до самой финальной точки нашего маршрута. Нет, дождь прекратился ещё до того как мы вернулись к берегу — где-то перед городком Буджибба, однако его влияние ощущалось ещё довольно долго. Дело в том, что, из-за состава почвы, когда на Мальте идёт дождь, все поверхности становятся довольно скользкими — включая поверхность дорог. Это нам удалось прочувствовать в полной мере, когда автобус спустившись под горку поворачивал на набережную — в момент поворота его понесло боком и остаётся лишь радоваться, что он не накренился и не упал.
![](https://i0.wp.com/lh4.googleusercontent.com/-XDWnq_sslO8/Tx95jiJqfiI/AAAAAAAAF3c/LErSAJk43Ao/s900/DSC_2848.jpg?w=1165&ssl=1)
Теперь нас ожидала финальная часть маршрута. После ещё одного ожидания пассажиров — мы прибыли сюда раньше графика — автобус двинулся к финишу. Маршрут не был в полной мере кольцевым, или же я просто не так понял, как он устроен. В любом случае, мы вышли где-то в Слиме и решили поискать какое-нибудь едальное заведение и дойти до порта своими ногами. Точнее, Соня пыталась убедить меня разобраться с местным автобусным движением и системой оплаты проезда, но я стушевался и предпочёл идти пешком.
![](https://i2.wp.com/lh4.googleusercontent.com/-thwdqzulvPs/Tx98sA_QRuI/AAAAAAAAF3o/rR6bSjkoHNY/s900/DSC_2850.jpg?w=1165&ssl=1)
Где покушать мы нашли минут через тридцать. И вполне неплохо отобедали в ресторане, расположенном на дебаркадере. Рядом проходила какая-то шумная деятельность — то ли день рождения, то ли ещё что-то подобное. Мальтийцы поднимали тосты и бурно радовались друг за друга. Здесь же, посреди одной из бухточек, мы обнаружили вполне приличный бесплатный вайфай.
![](https://i0.wp.com/lh6.googleusercontent.com/-AKGgsoEJLaU/Tx-AN2qXeZI/AAAAAAAAF4E/VwTfS4Endnc/s900/DSC_2859.NEF.jpg?w=1165&ssl=1)
13. За обедом
Поскольку мы уже прошли немало, как мне казалось, пешком, дальше мы тоже отправились так же, без автобуса. Вокруг стояло не мало яхт, люди приезжали и уезжали с прицепами, на которых возлежали разнообразные плавсредства. Люди неспешно бродили по каким-то своим делам и спокойно общались друг с другом. В прибрежных домах располагались и магазины, и какие-то лавочки, и прочие сервисные предприятия. Естественно много и домов, предназначенных для жилья, а не для торговли. Очень много разнообразных языковых школ. Мальта славится разнообразием организаций, преподающих английский язык и здесь очень часто можно увидеть вывеску очередного подобного заведения.
![](https://i0.wp.com/lh5.googleusercontent.com/-7yQgD7j7alY/Tx-CVdUwIUI/AAAAAAAAF4c/6q11JyMdJUs/s900/DSC_2863.jpg?w=1165&ssl=1)
Ещё одну свою ошибку я понял чуть позже. Соня меня быстро наказала за это решение — чтобы пройти к порту нам нужно было сначала подняться почти на самый верх скалы, на которой расположена Валетта, а потом спустить вниз к порту. С другой стороны, мы увидели часть красивых видов, которые лишь мельком могли зацепить в начале нашей автобусной поездки. Всего мы прошли километров 5-6 =)
В XIX веке были модифицированы британцами для увеличения пропускной способности
Тогда была добавлена вторая часть ворот
![](https://i0.wp.com/lh4.googleusercontent.com/-SgMQ870SZqk/Tx-C97bBmuI/AAAAAAAAF4k/tBtQKyyhe8U/s900/DSC_2864.jpg?w=1165&ssl=1)
16, 17, 18.
Вот и порт, таможенные формальности. Надо сказать, что паспорта у нас забрали после того как мы посетили Тунис. Русским не доверяют и боятся, что они останутся в этой драгоценной Европе, если у них на руках будет паспорт. Бред какой-то — круиз стоит немалых денег, а если человек так уже хочет остаться, он может сделать это либо без паспорта, либо исхитриться и сделать себе в России второй загран — ничего нереального в этом нет.
![](https://i0.wp.com/lh4.googleusercontent.com/-ABKpq8IdSMk/Tx-GJbmbNVI/AAAAAAAAF5U/U5MP2_4j2ZY/s600/DSC_2869.jpg?w=1165&ssl=1)
20, 21, 22.
23, 24. Вид на противоположную сторону бухты и укрепления
25. Спускаемся к порту
В общем, таможенные формальности здесь, и во всех последующих портах, мы проходили по нашим корабельным удостоверениям.
Затем был традиционный duty free. Сувениры, магнитики с туристическими автобусами, являющимися одной из местных достопримечательностей и прочая мишура.
Точнее его постоянно царапают
А потом — красят
![](https://i0.wp.com/lh4.googleusercontent.com/-jQ4rpL-Rk_g/Tx-NONtIpgI/AAAAAAAAF6o/ylctKCJLEOU/s900/DSC_2882.jpg?w=1165&ssl=1)
Отплывали мы где-то около шести часов вечера и совсем немного оставалось до момента, когда солнце начнёт заваливаться за горизонт. Мальта — остров, на котором очень много старого, однако, при этом, здесь ни на минуту не прекращается строительство нового. В том числе и множества жилых домов, как многоэтажных, так и особняков.
![](https://i0.wp.com/lh4.googleusercontent.com/-ggvY-wB32wg/Tx-NQo46oiI/AAAAAAAAF6w/0Url-USCoRY/s900/DSC_2884.jpg?w=1165&ssl=1)
28. Склады, укрепления и дома
29.
30. Узкие и крутые улочки Валетты
31.
32.
33. Бурное строительство
34. Белеет парус одинокий =)
35.
А сейчас мы плыли от маленькой Мальты, к огромной Сицилии. На следующее утро нас ожидал порт Мессины, раскинувшийся в прямой видимости носка итальянского сапога. Поскольку подъём нам предстоял ещё более ранний (прибытие в семь утра), мы легли спать не очень поздно — почти сразу после ужина.
![](https://i2.wp.com/lh6.googleusercontent.com/-o2I9mpmW0ic/Tx-RY48LKZI/AAAAAAAAF7s/aLszzQfiZVg/s900/DSC_2912.jpg?w=1165&ssl=1)
В ЖЖ:
Начало: День 1. Начало свадебного путешествия + содержание дневников поездки
Ранее: День 6. Часть 1. Мальта. От Валетты до Мдины
Далее: День 7. Сицилия, Мессина