МОСКВАПИТЕР
Недавно Юлин друг и теперь уже мой хороший знакомый Серёга Терешенков прислал мне (и Юле) свой очередной рассказ, сказать, что он понравился мне, значит ничего не сказать… В общем, Серёга разрешил мне его распространить =)
Прошу:
Моим добрым друзьям Ю. М. и С. Ч.
Есть такой город на карте. Немного странно, что он существует. Еще более странно, как он существует и как он вообще возможен. Вот, например, расстояние от центра его северной до центра его южной окраины составляет более шестисот километров. Уже странно, не правда ли? Как в таких условиях можно добраться на работу с северного края до южного, а, главное, на каком транспорте – не понятно. Наземный общественный транспорт на такие расстояния не ходит, да и трудно себе представить в июльскую жару какой-нибудь переполненный автобус с едущими на работу жителями города, выехавшими с вечера и прибывающими к утру, чтобы вечером снова сесть в проклятый автобус и к утру оказаться дома. Так ведь вся рабочая неделя насмарку пойдет! Конечно, могло бы спасти метро, но что толку от причудливо петляющих и бесконечно стремящихся друг к другу, но никогда не соединяющихся линий?
Оставалось два вида транспорта – поезд и самолет. Речной транспорт отпадал по определению, потому что, вопреки обыкновению, через город не текла одна длинная и непрерывная река: можно было бы поплыть в обплыв по рекам, каналам и озерам, но это еще более осложнило бы и без того трудную жизнь города. Поезд и самолет… Лучше, конечно, самолет. Так быстрее. Поезд, однако, дешевле. Поэтому жители города ездили в гости, по делам и просто по случаю на поездах, проходили, пробегали и пролетали мимо друг друга, не замечая никого вокруг и прожигая жизнь в бесконечной гонке без цели.
И они жили в этом странном городе – она и он, но тоже не замечали друг друга, проезжали в глубоком сне ничем не примечательный центр города, который, казалось, вовсе и не хотел соединять две разрозненные свои части культурным, историческим и традиционным наследием центра, в ускоренном темпе делали свои дела на юге или севере и снова устало слушали в дремоте тяжелый грохот колес.
Они встретились за пределами города, когда были вычерпаны все способы и попытки свести их в холодном мегаполисе. Они садились в один и тот же вагон переполненного метро, но входили в разные двери. Однажды они столкнулись в парке, но он прошел мимо, а она читала книгу. Они ходили на вечеринки знакомых своих знакомых, где мельком видели общих закадычных знакомых, с которыми они обменивались парой слов и снова расходились на время или навсегда. На то они и были закадычными знакомыми! Сколько у них было таких микровстреч или микровозможностей встреч! Но понадобилась одна, вне города, чтобы реальность переменила свое направление, а холодный город уже не смог ей в силу неизбежности препятствовать, а, наоборот, оставшись без выбора, начал ей всячески содействовать.
Они встретились за пределами города. В очередной раз. Однако, в отличие от предыдущих встреч, они заметили друг друга, разговорились и даже обменялись телефонами. Впрочем, это была ни к чему не обязывающая встреча: они еще не поняли ее важности и радовались ей, как радуются любой интересной встрече. И тут в процесс вмешался растроганный город: он поселил его на пару дней в соседнем с ней доме и сделал так, что в момент, когда ей потребовалась помощь, никого ближе у нее в городе не оказалось. Так они встретились во второй раз и удивились самой возможности того, как они могли жить раньше без этой встречи.
И пошло-поехало: поезда с юга на север и с севера на юг, теперь уже приятная и обнадеживающая трель колес, снова остающийся не у дел центр и две части огромного города, становящиеся с каждым разом роднее и ближе. То есть они – он и она, сами того не подозревая, постепенно объединяли разделенный в течение многих веков город. Силой своей любви. И ведь тогда таких городов, объединяемых силой любви, очень много – Одессамюнхен, например, или Венанжелес. Значит, нет ничего странного в том, что они существуют и как они возможны. Но это уже совсем другие истории.
Да здравствует город-герой-рассказа и его героические жители!
Закопане – Сосново, 10 июня – 9 июля 2004
(ц) Сергей Терешенков