Пять инфраструктурных преимуществ Будапешта перед Москвой
У Венгрии очень много схожих с Россией особенностей. Коррумпированное правительство, махинации с пенсиями, желание отремонтировать побольше дорог перед выборами. Конечно, у страны особо нет ископаемых ресурсов и население несравнимо меньше. Поэтому для всех параллелей возникают вполне естественные ограничения.
С другой стороны, над Венгрией нависает Евросоюз, который заставляет местные власти создавать хоть какую-то минимально удобную среду обитания для населения. Что-то получается неплохо, на что-то не хватает денег, а некоторые вещи можно будет увидеть только когда завершится реконструкция – где-нибудь к маю 2014 года.
Конечно было бы неправильно сравнивать Москву и Будапешт «в лоб». В конце концов, население венгерской столицы в шесть-семь раз меньше московского, да и площадь города меньше раз в пять. Но если мы выделим центр города, то и здесь, и там можно найти общие тенденции и, соответственно, изучить какие решения применяют в этих двух населённых пунктах.
Возможно местами может показаться, что я рассматриваю какие-то несущественные мелочи, однако часто именно детали оказывают важное влияние на общее восприятие проекта. Кроме того, например, в Москве стали делать пешеходные улицы – это просто замечательно! Я с удовольствием хожу по обновлённой Большой Дмитровке, однако небрежность реализации меня расстраивает, поэтому я и обращаюсь к частностям.
Водостоки пешеходных улиц
Раз уж зашла речь о Большой Дмитровке, с неё и начнём. Все, кто ходил по улице в дождь, могли обратить внимание на то, как бездарно организованы здесь водостоки. Да, вдоль проезжей части положили желобок, и периодически в нём можно обнаружить решётки ливневой канализации. Однако далеко не всегда они установлены там, где нужно – там, куда течёт вода.
Другая связанная с этим проблема – сток воды с крыш. Эти потоки направляют прямо на тротуар, где, во время сильного дождя, они разливаются широко и рушат всю прелесть пешеходного пространства. Впрочем, про то, что в нормальных странах такие трубы заводят сразу под землю (и что ничего не мешало сделать так и в Москве – ведь всю мостовую перебирали и создавали заново) уже не раз писал тот же Варламов, я же скажу про немного другое изящное решение, которое я увидел в Будапеште. А точнее, именно в Буде.
Вроде это самый обычный ливневый желоб, вроде тех, что можно теперь найти в центре Москвы. Однако если посмотреть сверху, становится понятно, что сток здесь организован иначе – все потоки воды должны быстро уходить под поверхность. Возможно такое решение не очень подходит Москве с учётом зимнего сезона, однако я встречал похожие конструкции и в северных городах, вполне возможно, что в мировой практике нашлось бы что-то подходящее и для нас.
Велосипедные дорожки
Выделенных велосипедных дорожек я здесь почти не встречал. Если велосипедисты движутся вне проезжей части, скорее всего это совмещённой пространство для пешеходов и велосипедистов. У нас, кстати говоря, сейчас должны начать действовать аналогичные дорожные знаки, как на этой фотографии.
Однако велосипедные полосы здесь проложены практически повсеместно. Там, где их нет, скорее всего можно встретить совмещённую полосу движения общественного транспорта и велосипедов. Там, где они есть, для автомобилистов устанавливают дополнительные знаки, чтобы перед поворотом напомнить им о двухколёсных соседях по потоку.
Да, скептики могут сказать, что в Москве полгода зима. И я не буду агитировать ездить на велосипеде при отрицательных температурах – у меня у самого для этого пока кишка тонка. Но если в городе полгода холодно, то здесь целых полгода не холодно и можно ездить на велосипеде! Представьте себе, полжизни можно ездить на велосипеде – это совсем не так мало, как может показаться. И для этого вполне можно сделать достойную, удобную, разветвлённую и безопасную инфраструктуру.
Велосипедные светофоры
В 2013 году велосипедистов в Москве явно стало существенно больше. И, судя по опыту других стран, это процесс не так просто остановить – скорее всего количество велосипедистов будет заметно увеличиваться с каждым годом. Если, конечно, московские власти будут создавать хотя бы минимальную иллюзию расширения велосипедной инфраструктуры.
На мой взгляд, город уже созрел для того, чтобы здесь появились велосипедные светофоры =)
Более того, это вполне укладывается в доктрину Дептранса, согласно которой окружающим надо наглядно демонстрировать и постоянно напоминать о том, что в городе есть велосипедисты. Если на перекрёстках в центре города появятся светофорчики с велосипедами, это будет наталкивать и пешеходов, и водителей на мысль о том, что по городу можно перемещаться на двухколёсном транспорте.
Столбики
Опыт Большой Дмитровки показал, что наши водители меры не знают и наглеют моментально. Не поставили на улице столбики и тротуары стали сразу же перегораживать многочисленные хамы на своих тарантасах. Что ещё больше удручает, так это то, что многие машины, поступающие подобным образом, стоят миллионы рублей. То есть для их хозяев не составляет никакой проблемы заплатить 100 рублей в час в каком-нибудь из расположенных поблизости подземных паркингов.
Надо ставить столбики. Но даже это можно сделать изящно и красиво. В Будапеште такие ограничители крайне разнообразные и среди них встречаются очень симпатичные!
Искусственное сужение тихих улиц
Во многих современных руководствах по планированию городских улиц можно найти указания на то, что деревья, искусственные выступы и сужения служат инструментами успокоения трафика. И на многих второстепенных улицах центральных частей городов это именно то, что требуется – не нужно стимулировать повышение скорости, а вовсе и наоборот.
Раз уж я так прицепился к Дмитровке, приведу её в очередной раз пример. Здесь теперь установлено ограничение скорости 20 км/ч, однако кроме знаков ничто не мешает водителям ехать быстрее и нет ни одного конструктивного решения, которое стимулировало бы снижение скорости. Как подобные вещи регулируют в других странах?
- Сужают полосу движения
- Сажают деревья вдоль улицы – это визуально сужает пространство и заставляет водителей двигаться медленнее
- Ставят всякие тяжёлые гранитные тумбы вдоль дороги – водителям всегда жалко свой драндулет и они не хотят задеть подобную конструкцию
- На перекрёстках дополнительно сужают проезжую часть и делают огороженные столбиками выступы для пешеходов
- Искривляют полосу движения автомобилей, чтобы даже на прямой улице водителям постоянно приходилось маневрировать. К примеру, парковочные места могут в одной части улицы быть по левую руку, а чуть дальше – по правую руку.
Ничего этого не сделано в новой пешеходно-автомобильной зоне на Большой Дмитровке. Гранитные тумбы есть, но поставили их подальше от машин, под ногами пешеходов. Столбики есть только рядом с Советом Федерации.
Что самое печальное – улица прямая как проспект! Теперь ведь ещё и машины по бокам не припаркованы плотными рядами, так что у водителей не возникает вообще никакого чувства опасности. Я уже не раз видел, как разнообразные джигиты рычали здесь моторами и проносились на скорости…
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений