День 2. Первый день в Торонто. Рассуждения о кризисе и недвижимости
За рулём: 70 км, 1 час
(все фото этого дня здесь: https://picasaweb.google.com/10729666064
Одна тема, на которой хотелось бы остановиться сейчас — мы обсуждали вопросы недвижимости, кредитов и кризиса в США. Ну и того, как этот кризис повлиял на Канаду. Несмотря на географическое соседство с США и несмотря на то, что многие считают Канаду лишь странным придатком этого экономического и политического монстра, финансовые системы двух государств довольно сильно различаются. Отличается, в том числе, и финансовый сектор, и подход к вопросам недвижимости и ипотеки (mortgage).
Хотя, конечно, никогда нельзя забывать что где-то три четверти иностранного торгового оборота Канада происходит именно с США. Включая автомобильную промышленность (запчасти и комплектующие), прочую производственную продукцию, сырьё, лес и их продукты.
Начну с небольшого отступления. Для оценки экономики Канады можно рассматривать множество факторов и исторических фактов. Начиная от того, как и когда они развивали дорожно-транспортную сеть (с 30-х годов и многое было сформировано уже к середине 60-х), заканчивая показателями, которые у всех на слуху — вроде ВВП. Так вот, валовой внутренний продукт Канады более-менее совпадает с российским. Самое забавное. что в последние 20 лет они и росли вполне синхронно (сказывается влияние роста цен на нефть?). Да, Россия где-то в конце 90-х сильно отстала, но потом быстро догнала ВВП Канады (сказывается влияние роста цен на нефть? =)). Однако есть и другой показатель, на который стоит обратить внимание — ВВП на душу населения в Канаде превышает российские показатели примерно в 4,5 раза.
(графики тут — очень любопытное зрелище)
Так вот, возвращаясь к вопросам недвижимости и ипотеки. С точки зрения цен на недвижимость, да и самого рынка недвижимости, можно сказать, что Канада практически не заметила кризиса 98-го года. Вполне спокойно этот кризис пережила и банковская система страны. В чём же дело? Я ни разу не экономист и могу сейчас написать кучу удивительной чуши, но я основываюсь на обсуждениях с американцами, канадцами и на своих собственных впечатлениях. В конце концов, это мои дневники и здесь я именно пишу о своих ощущениях и впечатлениях. Если найдётся кто-то разбирающийся, кто сможет меня поправить или дополнить — я буду крайне благодарен.
В Канаде несколько иной, по сравнению с США, подход к ипотеке. Если угодно, он сильно напоминает то, что происходит в России (скорее наоборот, конечно). Прежде чем дать тебе кредит на покупку дома — тебя сто раз проверят, уточнят твой доход, удостоверятся в том, что ты сможешь нести на себе бремя кредита. В отличие от США, в которых в предшествующее кризису время кредиты на покупку недвижимости, под залог этой недвижимости давали каждому встречному-поперечному, если он мог показать хоть какой-то, даже и не стабильный, доход.
Да, канадцы могут многажды жаловаться на то, что у них хуже финансовая и налоговая система, что в Штатах ипотеку выгодно брать ещё и потому, что там идут вычеты с налогов (об истории этого процесса можно поговорить отдельно), что Америка такая вся из себя замечательная страна собственников жилья, однако факт простой — в Канаде, по сути, не было кризиса на рынке недвижимости. Да, в 2008-м году был спад цен. Но к середине 2009-го цены уже вышли на прежний уровень и продолжили расти. Владельцы недвижимости в Москве и Питере — завидуйте! (я завидую, да — дико!)
Вот куча графиков, которые показывают движения на рынке недвижимости за последние 15 лет: http://www.torontorealestateboard.com/ma
С другой стороны, все те препятствия, которые встают на пути человека, желающего приобрести недвижимость в Канаде, оказываются довольно существенными, если вы хотите купить дом если не в Торонто, так уж точно если вы хотите купить недвижимость в Ванкувере. Цены там в пару раз выше, чем в Торонто, а значит при всех этих жёстких требованиях к заёмщику купить там жилье становится делом не сильно более простым, чем в Москве. Ну, я сгущаю краски, конечно — с учётом того, какой в Канаде уровень инфляции и какие там процентные ставки, сделать это гораздо проще. Да и кредитная и банковская системы там развиты не в пример российским. Однако, конечно же, сделать это сложнее чем в США времён начала 2000-х
Чтобы не говорить только о чём-то виртуальном, могу дать те ориентиры на недвижимость, которые стали мне доступны. желающие могут просто поискать цены в сети — всё есть на их аналогах «Из рук в руки».
Домик к северу от 401-ой дороги в Норс-Йорке стоит где-то тысяч 600. Домик с гаражом, 3,5 этажами (включая подвальный этаж) и тремя спальнями (это значит, что там есть ещё несколько комнат, не считая подвальных). Ещё и палисадничек будет прилагаться к комплекту =)
Почём можно купить такой домик где-нибудь, скажем, на Юго-Западе Москвы? Да нипочём, понятно — там и домиков таких особо нет.
В Ванкувере, как я сказал, цены повыше. Но оно и понятно, климат там бархатный, океан под боком и в шаговой доступности горнолыжные курорты.
Если говорить об аренде, то гарсоньерка в близких окрестностях Торонто обойдётся в 650-750 долларов в месяц. Квартира с одной спальней (читай двухкомнатная) — в 750-1 000 долларов в месяц. С двумя спальнями — двухбедрумная — где-то 1 200. В дорогих районах или, там, в даунтауне, всё будет подороже — можете сдвигать шкалу на один шаг вверх. Хотя, всё, конечно, зависит от того, включены ли расходы на электричество/воду в эти деньги и что ещё дополнительно дают за месячную плату — парковку, там, или фитнес.
Цены на аренду в Ванкувере, кстати говоря, не сильно выше. По крайней мере с точки зрения наших студенческих запросов.
Как вам, в сравнении с Москвой, где за однушку в хрущёвке порой можно платить по 30 000 рублей в месяц, не считая электричества? =)
Конец лирического отступления
Из сюрпризов этого дня — всё утро шёл снег. И для дочки Арона это стало скорее неприятной новостью — на протяжении 5-6 часов аэропорт Торонто был закрыт из-за снегопада, а она как раз собиралась улететь из города на несколько дней.
Ещё выяснилось, что снег в Торонто пришёл вместе с нами — до сих пор здесь была очень тёплая зима, всё время в районе +14. Несмотря на то, что Торонто южнее не то что Киева, а даже Севастополя — здесь это нетипичная картина. Обычно зимой тут лёгкий минус.
После того как стемнело мы собрались ехать обратно в дом, где остановились на эти дни. Однако, до того мы решили заехать в даунтаун Торонто и посмотреть на город хотя бы из окон машины. Я ещё совершенно не представлял ни городских ориентиров, ни городских дорог. В итоге, мы провели часть времени блуждая где-то вокруг Университета Торонто, не нашли его и двинули в сторону набережной. В итоге мы по ошибке попали в огромную очередь из такси в районе парома — видимо они поджидали вечерних пассажиров а аэропорта Billy Bishop. Да-да, один из аэропортов Торонто располагается на острове рядом с центром города.
Кстати говоря, взлётно-посадочных полос в этом аэропорту три — то есть больше, чем в любом из московских аэропортов. А количество бортов, проходящих через него ежегодно, всего лишь на 30% меньше, чем проходит через Внуково. Пусть даже речь идёт, в основном, о малой авиации — пассажиропоток этого аэропорта чуть больше миллиона человек в год.
Аэропорт был построен перед самой Второй Мировой Войной на островах Торонто и часть военных лет использовался для тренировки Королевских ВВС Норвегии. В память об этом на стороне Торонто есть парк Little Norway — «Маленькая Норвегия».
После ещё небольшой порции плутаний по улицам даунтауна Торонто мы взяли азимут на 401-ю дорогу, прочь от озера и добрались до дома уже привычным путём. День выдался богатый на разговоры, но не очень активный =)
Начало: День 1. Часть 1. Вылет в Канаду. Москва — Вена + содержание дневников
Ранее: День 1. Часть 3. Прибытие в Канаду и поиски нужного дома
Далее: День 3. Часть 1. Перед отъездом на Ниагару