Человек с тростью идет по Москве
Трость – это уверенность в том, что ты пройдешь нужное тебе расстояние, не споткнешься, не потеряешь равновесие. Ведь у тебя по-другому распределяются силы, ты много быстрее устаешь и не так уверенно стоишь на ногах по сравнению с теми, кто в трости не нуждается. А ещё трость означает, что у тебя что-то болит – нога, спина, бедро… или всё вместе. Возможно, у человека с тростью хуже, чем у остальных, с подвижностью суставов. Я, например, всегда эгоистично удивляюсь тому, что в большинстве случаев если эскалатор работает, то он поднимает. А если скверно дело обстоит с подвижностью голеностопного сустава, то сложнее как раз спускаться по лестнице, а не подниматься. Когда спускаешься, приходится прыгать со ступени на ступень.
У Москвы для человека с тростью есть и плюсы, и минусы. Очень хороший, удобный шаг лестниц (высота ступеней). Это такая для Москвы историческая константа. И в метро, и на подземных переходах, и в подъездах домов. Насчет подъездов оговорюсь – ситуация сложнее. У нас дома стоят на таких фундаментах, что чаще всего уже на первый этаж, к лифтам в подъезде нужно подняться по лестнице. Число ступеней у нее может быть разным, и не все эти лестницы правильно установлены. Верхняя, к примеру, может располагаться выше остальных. На такую с тростью (или на костылях) приходится буквально вскарабкиваться. Кстати, ничего оригинального не скажу, если отмечу, что в домах без лифтов человеку с тростью будет много сложнее, чем там, где лифт есть. И ещё: ради эксперимента попробуйте, к примеру, вынести мусорный пакет, если у вас в руке будет трость. Справитесь легко?
Тяжелые двери в подъездах. Это бич многих. Совсем не обязательно, чтобы в руке была трость. А уж если вы возвращаетесь из магазина, несете сумку, и вам нужно нажать код на двери или вы используете магнитный ключ, то придерживать дверь, чтобы она не закрылась, пока вы поднимаете сумку, чаще всего приходится, простите, попой.
Очень противно ходить по гребенке – этого в Москве хватает, когда меняют асфальт на тротуарах… или заменяют его плиткой. Но это – особая баллада. Дело в том, что ноги человека с тростью болят (мы об этом уже говорили), да ещё плитка много тверже асфальта. А если она ещё и узкая, если она в ребрышках… Боль гарантирована. Ноги на плитке намного быстрее устают. Это происходит со всеми, кто по ней ходит. Просто человек с тростью устанет быстрее. И ноги у него заболят раньше. Кстати, и граниты всякие, и базальты (несмотря на красоту натурального камня) дают тот же неприятный эффект. Так что в этом отношении московское метро со своими подземными дворцами и натуральными полами – вещь специфическая. Но не станешь же призывать заменить это великолепие на асфальт… Ещё про базальт и гранит. Конечно, ступени из этих камней без насечек на них смотрятся эффектнее, но насечки увеличивают трение; на них меньше вероятность поскользнуться.
И кстати, ещё, – «замечательная» разметка для слабовидящих. Пересекать ее, когда идешь по улице, так же утомительно, как ходить по плитке. Да и от пешеходов без трости уж несколько раз слышала, что в этих местах легко ногу сломать. Или пандусы – там, где они есть. Если они не скользкие и не слишком крутые, то они всё же для людей, кому нужны другие средства помощи. Чаще с тростью легче подняться или спуститься по обычным ступеням.
А уж на что в Москве жаловаться просто неразумно и бессмысленно, так это на большие расстояния. Такой уж у нас огромный город. Даже если говорить о Москве без так называемой «Новой Москвы», протянувшейся аж до Калужской области.
Кстати ещё о метро и москвичах: практически всегда в вагоне находится кто-то, кто встанет и уступит свое сидение человеку с тростью. Не перестаю этому радостно и благодарно удивляться.
Труднее, чем остальным, идти в потоке, например, подходя к эскалатору. Сложно в потоке подниматься и спускаться по лестницам на переходах со станции на станцию – обычно у человека с тростью ритм движения медленнее, чем у окружающих его. Лучше всего, конечно, не попадать в часы пик. Но не всегда это получается… Хотя место уступают и в это время – спасибо вам, люди!
Много уже раз сталкивалась с такой ситуацией: если машинист поезда в метро видит, как к поезду подходит человек с тростью, то скорее всего (если при этом поезд не выбивается из графика) он немного подождет такого пассажира.
Неприятная новость у станции метро «Славянский бульвар». После подземного перехода через Кутузовский проспект теперь, поднявшись из него по лестнице, приходится снова по лестнице спускаться. Мало того, что там вырубили большой зеленый массив под строительство очередного торгово-развлекательного комплекса, так теперь и ходить стало очень сложно. Над головой какое-то подозрительно тонкое перекрытие… Но это уже беспокоит не только человека с тростью.
Мы все привыкли ходить быстро. Недаром москвичей-пешеходов на улице часто именно по скорости отличают. Но для человека с тростью это уже не так. Не поспеть… Честно говоря, светофоры со звуковым сигналом, отсчитывающие секунды, каждый раз заставляют меня неуклюже прибавить шагу. И чаще всего после этого приходится останавливаться – не так ступила, наступила на камень. Нога болит. А время перехода в таких случаях скорость человека с тростью (наверное, и просто человека постарше) не учитывает.
…Хорошо, если автобус, в который садишься, с низкой подножкой. Но вот в трамваи чаще всего приходится карабкаться. И ещё развлечение – это наши московские турникеты. В метро они все-таки норовят тебя захлопнуть (раньше, без трости, со мною этого практически никогда не происходило). А в автобусе или трамвае (с троллейбусами мне как-то реже приходится общаться) в нем так легко застрять, если кроме трости у вас ещё и сумка с каким-нибудь ещё пакетиком.
Ливни, с которыми москвичам приходится сталкиваться (причем в последние годы происходит это как-то чаще, чем раньше) – время, когда человеку с тростью на улице показываться не стоит. Сырость и холод – плохие товарищи для ног и спины, а уж нырять в потоки и в лужи так и вовсе не посоветую. Да и с зонтом одновременно с тростью управляться не так просто. Труднее двигаться и по занесенной снегом улице – хотя бы потому, что сложно удерживать равновесие и ходить по неутоптанному снегу. Но пока до зимы ещё несколько месяцев.
Что меня приятно удивило – хотя это может прозвучать и несколько странно – людей с тростью не улицах Москвы немало. Значит, ходить можно. Значит, можно, к примеру, попасть на выставку Нестерова в Третьяковке на Крымском валу. Там как раз одновременно со мною было по крайней мере десять-двенадцать таких человек. Значит, человеку с тростью в Москве жить можно!
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений